Впервые приехав на Таити, Гоген пережил страшное разочарование. Первобытный тропический рай, о котором он так мечтал, оказался безнадежно «испорчен» цивилизацией. Здесь были каменные дома и мощеные дороги, а прекрасные туземки в большинстве своем носили европейские платья и шляпки. В поисках настоящей экзотики Гоген отправился вглубь острова и все же нашел то, что хотел: дикую природу, простенькие хижины и главное – женщин, совсем не похожих на француженок и готовых к отношениям без особых обязательств.
Совсем скоро Гоген нашел себе туземную «жену»: ее звали
Теха’амана, и ей было всего 13 лет. Девушка стала центральной частью легенды о тропическом рае, которую Гоген продумал настолько тщательно, что даже сам в нее поверил. Вернувшись в Париж, он развлекал друзей трогательными историями о Техуре (так он называл девушку), которая ночи напролет пересказывала ему местные легенды и описания религиозных ритуалов. Однако позже шведский антрополог Бенгт Даниельссон опроверг истории, описанные Гогеном в его книге-дневнике «Ноа Ноа». Ученый утверждал, что Теха’амана просто не могла знать местных легенд, в частности, потому что они передавались только между мужчинами и держались в секрете от женщин.
Но один из таких мифов, реальный ли, придуманный ли Техурой, а то и самим Гогеном, лег в основу нескольких его
картин, написанных в первый таитянский период. И самой значимой из них можно считать полотно
«Ее звали Вайраумати». В «Ноа Ноа» художник пересказывает эту легенду так: «Оро, величайший из богов, решил однажды избрать себе подругу среди смертных… Много дней прошло в тщетных усилиях, и он уже собрался было возвращаться на небеса, когда заметил молодую девушку, чрезвычайно красивую. Она была высокой, статной, солнце блистало в золоте ее кожи, и в ночи ее волос дремали все тайны любви. Вайраумати – так звали девушку… Вайраумати тем временем приготовила для его приема стол, уставленный плодами, и ложе из самых тонких циновок и самых роскошных тканей… После смерти бог был вознесен на небо, и Вайраумати сама тоже заняла место среди богинь».
Вполне возможно, что легенду об Оро и Вайраумати Гоген отождествлял с собственными любовными отношениями с Техурой: неприкаянный «дикарь» в конце концов находит прекрасную возлюбленную с золотой кожей. Хотя в итоге их «туристический» брак продлился совсем недолго. Однако мотив земной богини прослеживается во многих полотнах Гогена первого таитянского периода. И если в картине «Ее звали Вайраумати» можно заметить явную отсылку к искусству Древнего Египта, то героиню «
Таитянской Евы», написанной в том же году, художник уже наделяет чертами Теха'аманы.
Автор: Евгения Сидельникова.