В сентябре 1888 года Поль Гоген присоединился к
Винсенту Ван Гогу в Арле, наконец поддавшись на его уговоры и настойчивые просьбы его брата Тео. Не последнюю роль здесь сыграло то, что Тео буквально заплатил Гогену за то, чтобы он поехал в Арль, и пообещал продать несколько его картин. Позже художник сетовал на то, что его «купили, как проститутку», однако от денег не отказался.
Первое время в Арле Ван Гог снимал комнату у супругов Жину, которые держали здесь небольшое кафе. Отношения художника с ними были чисто деловыми, и он не решался попросить мадам Жину позировать ему. Все изменилось с приездом Гогена: обаятельный, остроумный и разговорчивый француз быстро находил общий язык со всеми. Именно он уговорил сначала
мадам Жину, а затем ее
супруга позировать им с Винсентом. За один часовой сеанс Гоген успел сделать угольный набросок портрета женщины, а Ван Гог написал полноценную картину маслом.
Отношения между Гогеном и Ван Гогом с самого начала были соперническими и соревновательными. Собственно, началось это соревнование еще даже до приезда Гогена в Арль – с обмена
автопортретами. Здесь же Поль на правах более старшего и опытного художника наставлял Винсента, старался обуздать его мятежный дух и научить его быть более сдержанным во время работы. Он учил Ван Гога писать не только с натуры, но и «из головы»: извлекать нужные образы из памяти или воображения. И вместе с тем Гоген завидовал колоссальной работоспособности голландца, тому, как легко тот писал экспрессивные и завершенные полотна со скоростью конвейера.
Картина
«Кафе в Арле» тоже стала частью соревнования между художниками. Гоген изобразил интерьер заведения супругов Жину, который
уже писал Ван Гог. Однако, если у Ван Гога подобное полотно с почти пустым залом и плохо различимыми фигурами людей стало своеобразным гимном одиночеству и неприкаянности, то Гоген наделил свою работу другим настроением. На передний план художник поместил хозяйку кафе (взяв за основу тот самый угольный набросок), а за ее спиной изобразил троих проституток в компании мужчины, очень похожего на друга Винсента
почтальона Рулена. Эксперты считают, что эта фигура, как и мужчина, напоминающий другого приятеля Ван Гога –
лейтенанта Милле – были дописаны Гогеном уже после отъезда из Арля.
Автор: Евгения Сидельникова.