Начало 1932 года в жизни Пикассо ознаменовалось исключительной серией крупномасштабных, насыщенных цветом, восторженных изображений его тайной возлюбленной и музы Марии-Терезы Вальтер. Годом ранее он обожествил её статные формы и классический профиль в большом цикле гипсовых бюстов. Теперь же художник позволил своей молодой пассии – а также романтическому и эротическому блаженству, в котором он пребывал, – заполнить свои живописные полотна.
Изображая её сидящей и лежащей, Пикассо творил художественную алхимию с этими двумя мотивами, перед которыми преклонялся. Мария-Тереза превращалась из стилизованного объекта сексуальной мечты в преувеличенно сладострастную обнажённую с нежно-лиловой кожей. На одном полотне она предстаёт как сюрреалистическое нагромождение многогранных форм, на другом трансформируется в аллегорический классический бюст. Эта череда картин, в которую входят такие знаковые работы как
«Сон», «
Обнажённая, зелёные листья и бюст» и
«Девушка перед зеркалом», стала кульминацией художественного языка Пикассо.
«Нет сомнений, что 1932 год знаменует пик лихорадочной активности и достижений. Это год восторженных шедевров, которые достигают его новой вершины как в живописи, так и в скульптуре», – считает искусствовед и куратор Уильям Рубин.
Картина
«Женщина, сидящая у окна (Мария-Тереза)» была написана 30 октября 1932 года. Она входит в число великих портретов, завершающих эйфорическую серию творений этого плодотворного года. Здесь героиня представлена как обожествлённая муза, которая правит художником и его творчеством. Мария-Тереза заполняет всю площадь монументального холста. Она не только доминирует в залитой светом композиции, но и проникает в пространство зрителя, низводя его своим взглядом до простого смертного. Пикассо представил её не как человека из плоти и крови, а как крылатую богиню, современную Нику, сияющую светом и жизнью. Её сияющая, скульптурная, словно вырезанная из мрамора голова обрамлена стеной небесно-синего цвета, а чувственное и мягкое тело состоит из изогнутых плоскостей, обёрнутых вокруг огненно-красного торса. Нет больше томно лежащей обнажённой, которая погружена в задумчивость. На этом портрете Мария-Тереза одета, у неё настороженная и прямая поза, а всевидящее око демонстрирует, что она безраздельно владеет своим миром – её возлюбленный художник полностью в её рабстве.
Молодость и величественная красота Марии-Терезы вдохновили Пикассо на создание нового живописного языка. А близость пробудила желание передать её тело как в двух-, так и в трёхмерном виде. В «Женщине, сидящей у окна» Пикассо преобразовал её кроткую, покладистую натуру и телесную чувственность в картину, сочетающую скульптуру и живопись. Портрет напоминает гипсовые бюсты 1931 года, мгновенно узнаваемый профиль обладает ярко выраженной скульптурностью. Его очертания воспроизводятся одной линией, как если бы художник провёл её пальцем.
История о том, как Мария-Тереза заняла главенствующее положение в творчестве Пикассо, хорошо известна. В начале 1927 года художника всё больше разочаровывал и раздражал мир высшей буржуазии правобережного Парижа, который обожала его жена – русская балерина Ольга Хохлова. Быстро разлюбив Ольгу, художник искал новое вдохновение, особенно мифическую «безумную любовь». Однажды вечером он нашёл её в статной, яркой, голубоглазой молодой блондинке, которую встретил у галереи Лафайет.
«У вас интересное лицо, я бы хотел написать ваш портрет. Чувствую, что вместе нас ждут великие дела. Я – Пикассо», – якобы сказал он при встрече.
Застигнутая врасплох Мария-Тереза согласилась на рандеву в следующий понедельник на вокзале Сен-Лазар.
«Имя Пикассо для меня ничего не значило, – вспоминала она позже. –
Меня заинтересовал его галстук. А потом он очаровал меня». Всего через несколько дней девушка навестила художника в его доме на улице Боэти.
«Он отвёл меня в свою студию. Он смотрел на меня, покорял меня. Он не отрывался от моего лица. Когда я уходила, он сказал: «Возвращайся завтра». А потом всегда было «завтра»», – рассказывала она.
Поначалу Пикассо был вынужден скрывать Марию-Терезу в своих произведениях – художник был женат, и её присутствие в его жизни было тайной. Он изображал её секретными кодами, например, в виде фрукта в натюрморте или в переплетённых инициалах в гитарных струнах. Поразительные, но всё-таки анонимные намёки на её статное тело можно найти в биоморфных переосмыслениях обнажённой натуры на пляже в 1927-м и 1928 годах.
Лишь в 1931 году – четыре года спустя начала их любовной связи – образ Марии-Терезы начал появляться в узнаваемой форме. К этому времени художник жил в Буажелу – уединённом живописном замке к северо-западу от Парижа, который купил в 1930 году. В парижской квартире, где Пикассо жил с женой, он не мог встречаться с новой возлюбленной – и их не могли видеть вместе в свете. Буажелу был идеальным местом для встреч и убежищем от нарастающей ревности, неврозов и нескончаемых претензий Ольги.
Обширные конюшни и хозяйственные постройки замка дали Пикассо то, чего у него никогда не было – пространство для создания скульптурной студии. Он с головой погрузился в новые эксперименты с монументальной фигуративной скульптурой. Ряд бюстов того времени представляют собой классические образы Марии-Терезы – её высокие скулы, широко поставленные глаза и выдающийся греческий нос – и вместе с тем преувеличенные, сильно стилизованные представления о женственности и эротизме.
К концу июня 1931 года Пикассо отошёл от этих гипсовых работ. Тем не менее, взаимосвязь скульптуры и живописи прочно вошли в его творчество. Монументальный фигурный язык, который он изобрёл в этих произведениях, стал определяющей эстетикой в его портретах Марии-Терезы в следующем году – и это очень хорошо видно в «Женщине, сидящей у окна».
В этой работе возлюбленная Пикассо виртуозно воплощает эти два вида искусства. Он запечатлел её сладострастные формы волнистыми, плоскими, однотонными формами. Лицо передано тем же формальным языком, что и её скульптурные образы – воплощение классического идеализма. Тот же открытый, свободный контур можно увидеть в трёхмерной форме «Женская голова» 1931-го года.
В мае 2021 года «Женщина, сидящая у окна» была продана на аукционе Christie's за 103,4 млн долларов.