Осень 1905 года стала поворотным моментом в карьере Пабло Пикассо. Художник наконец-то начал получать признание, а его благосостояние улучшилось. В начале года он перешёл от «голубого» периода к «розовому», тем не менее оставался типичным богемным художником без гроша в кармане, одним из многих неизвестных на Монмартре, кто не мог быть уверен, когда поест в следующий раз. Внутренне он чувствовал себя изолированным и одиноким, несмотря на широкий круг друзей, которые бедствовали наравне с ним.
Однако к концу года Пикассо нашёл новую любовь, Фернанду Оливье, которая переехала к нему и стала первой в ряду женщин, оказавших заметное влияние на его жизнь и творчество. Кроме того, его «открыли» два проницательных и увлечённых коллекционера – брат и сестра Гертруда и Лео Стайны. Они приобрели три его картины, второй из которых стала «Девочка с цветочной корзиной», помогли начать карьеру и, наконец, освободили от финансовых проблем.
Портрет на протяжении десятилетий сопровождали любопытные истории, начиная с момента написания и до периода, когда им владели две известные семьи – сначала Стайны, а затем Пегги и Дэвид Рокфеллеры.
От «голубого» к «розовому»Годы «голубого» периода были тяжёлыми для Пикассо. Молодой художник жил в крайней нищете, постоянно голодал и испытывал отчуждение. Всё это он выражал в окрашенных синим образах измождённых, истощённых, несчастных душ, которые едва выживали на обочине общества.
Весной 1904 года живописец снял студию на верхнем этаже ветхого здания на улице Равиньян, 13. Этот приют художников поэт Макс Жакоб окрестил «Бато-Лавуар» или «Плавучей прачечной». В августе 24-летний Пикассо встретил Фернанду Оливье, романтическая связь с которой благоприятно повлияла на его искусство. Восторг от телесности и чувственной радости начал вытеснять некогда мучительную озабоченность молодого человека отчуждением и отчаянием.
В начале лета 1905 года Пикассо провёл шесть недель на севере Голландии, где «заново открыл удовольствие смотреть на женские тела и рисовать их», – писал его друг и биограф Пьер Де. «Он отказался от длинных лиц и острых черт, полных страданий, нищеты и отчаяния. Новое чувство восторга проявилось в гладких, круглых лицах, розовых телах, счастливых выражениях. В работах, относящихся к последним месяцам 1905 года, всё передается тонкими изгибами и залито тёплым светом», – отмечал писатель.
Пикассо написал «Девочку с цветочной корзиной» после возвращения в Париж из Голландии, вероятно, в начале осени 1905 года. Вскоре после завершения её приобрёл дилер Кловис Саго, когда-то бывший пекарем и клоуном. По словам Пикассо, торговец был «мастером в оценке степени отчаяния художника и извлечении из этого максимальной выгоды». У Пикассо, который после поездки остался без гроша в кармане, Саго выбрал три вещи – «Девушку…» и две голландские гуаши, за которые предложил 700 франков. Художник сначала отказался, но через несколько дней решил всё же продать картины. Однако Саго урезал сумму до 500 франков. Пикассо возмутила такая наглость, и он ушёл. К тому времени, когда художник понял, что должен согласиться или умереть с голоду, предложение сократилось до 300 франков. В конце концов, Саго заплатил за «Девушку…» 75 франков. Этот дилер был одной из главных причин пожизненного недоверия, которое Пикассо испытывал к торговцам.
Личность героиниКловис Саго назвал портрет «Цветок мостовой», что, возможно, более точно указывает на истинное занятие героини. В то время было понятно, что за продажей цветов скрывалась проституция. Мы знаем имя натурщицы – Линда-цветочница. По информации журналиста и писателя Жана-Поля Креспеля, она «иногда позировала местным художникам». Помимо Пикассо её писали
Кес Ван Донген и
Амедео Модильяни.
В блокноте, которым Пикассо пользовался в 1905 – 1906 годах, есть набросок молодой девушки, сделанный чёрными чернилами. Она одета в длинное белое платье для первого причастия и держит букет цветов. Вероятно, именно так художник первоначально хотел представить Линду-цветочницу. На завершённой картине в её корзине лежат красные маки – символ хлеба и вина как тела и крови Христа в Таинстве Святой Евхаристии. Такие обряды подросткового периода, символизирующие переход от невинности к опыту, от юности к ранней зрелости или – в более широком смысле – от священного к мирскому, составляют важную тему в портретах молодых мужчин и женщин в «розовый период» Пикассо.
От Стайнов до РокфеллеровГертруда и Лео Стайны были смелыми коллекционерами, которые не боялись приобретать скандальные картины
Сезанна,
Гогена,
Ренуара и
Матисса. Первой работой Пикассо, которую Лео купил у Кловиса Саго, была
«Семья акробата с обезьяной» (1905). Вскоре после этого он вернулся в галерею с Гертрудой, и тогда им показали картину «Цветок мостовой» – ту, что сейчас называется «Девочка с цветочной корзиной».
Гертруде Стайн не понравилась работа, она нашла что-то отталкивающее и шокирующее в рисунке ног и ступней. Писательница почти поссорилась с братом из-за этой картины. В качестве компромисса Саго предложил обрезать полотно, однако потенциальные покупатели отказались.
Судя по записям Лео, он купил полюбившуюся ему вещь без согласия сестры. «В тот день я пришел домой к обеду, и Гертруда уже ела. Когда я сказал, что купил картину, она бросила нож и вилку и ответила: «Теперь ты испортил мне аппетит. Терпеть не могу эту картину с ногами, как у обезьяны»», - писал он в своих мемуарах. Искусствовед Джон Ричардсон заметил, что «ступни девочки меньше всего похожи на обезьяньи» и предположил, что зрительную память Гертруды «испортила» обезьяна на «Семье акробата», которую Лео купил первой.
Тем не менее, несколько лет спустя, когда Стейнам предложили огромную сумму за «Девочку…» и Лео захотел её продать, Гертруда не согласилась. В книге о Пикассо, опубликованной в 1938 году, она не упомянула свою первоначальную реакцию и заявила: «Молодая девушка с корзиной цветов, полная грации, деликатности и очарования, была написана в великий момент периода арлекинов».
После смерти Гертруды Стейн в 1946 году полотно перешло к её многолетней возлюбленной — американской писательнице Алисе Бабетт Токлас, у которой оставалось ещё 21 год. В 1968 году миллиардер Дэвид Рокфеллер собрал группу коллекционеров, чтобы купить знаменитое собрание Стайнов. Очерёдность выбора они определили пронумерованными листками бумаги, которые тянули из шляпы, и банкиру достался первый номер. Он вместе с женой Пегги приобрёл «Девочку с цветочной корзиной», которую пара разместила в библиотеке своего дома в Нью-Йорке.
После смерти Пегги и Дэвида Рокфеллеров работа среди прочих была выставлена на аукцион в 2018 году и ушла за 115 миллионов долларов. Она стала шестой в списке самых дорогих полотен, проданных на публичных торгах, и четвёртым произведением Пикассо со стоимостью свыше ста миллионов долларов. Подобного уровня не достиг пока ни один другой художник в истории.
По данным двух источников газеты The New York Times, «Девочку…» приобрели члены семьи Нахмад — всемирно известные арт-дилеры и владельцы галерей. Впрочем, представители династии не ответили на запрос журналистов о покупке работы Пикассо.
Автор: Влад Маслов