Фильм Олега Тепцова «Господин оформитель» стал не только громким дебютом для его авторов, но и познакомил широкую публику с работами западноевропейских художников-символистов. Картина уже неотделима от графики и живописи Одилона Редона, Франца фон Штука, Макса Клингера, Жана Дельвиля, Арнольда Бёклина и других мастеров, причем и изобразительный ряд ведет свою линию параллельно с сюжетом сценария. А самые фатальные повороты первого советского мистического триллера иллюстрируют работы бельгийского художника Жана Дельвиля.
«…дело в Истине, которую мы пытаемся постичь и постигаем при помощи искусства»
Серебряный век: искусство, эстетика, декаданс
Фильм по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль» снимался накануне краха советской системы, во время, созвучное тревожным 10-м годам XX века. Талант режиссера Тепцова, сценариста Юрия Арабова и гипнотическая музыка Сергея Курехина превосходно передали антураж, настроения и страхи Серебряного века.
Авторы уловили и поэтичность символизма, и эстетику декадентства с её культом не просто красоты, но красоты, выродившейся в оформительство.
1.1. Кадр из фильма. Главный герой - художник Платон Андреевич
1.2. Кадр из фильма. Маска манекена-Марии
1.2. Кадр из фильма. Маска манекена-Марии
Смерть Орфея
1893, 79.3×99.2 см
Желание людей стереть границы искусства и повседневности приводит к подмене натуры искусным муляжом. Не случайно сразу же, в год своего выпуска (1988), «Господин оформитель» был признан фильмом-манифестом «декадентского кинематографа».
Натура и муляж
Знаменитый художник-оформитель Платон Андреевич одержим идеей вечной жизни. Он мечтает с помощью своего таланта усовершенствовать окружающий мир, побороть смерть и продлить жизнь человека на холсте или в мраморе. Судьба предоставляет ему шанс: он получает заказ от ювелира на оформление витрины магазина. В качестве натурщицы для изготовления манекена художник выбирает юную Анну, умирающую от чахотки. И, будто в предвкушении создания некоего совершенства в видении Платона Андреевича появляется «Портрет г-жи Стюарт Мерилл» Дельвиля или, как ещё называют картину, «La Mysteriosa» (Таинственная).
Кадры из фильма «Господин Оформитель». Слева: картина Жана Дельвиля. Справа: актриса Анна Демьяненко в роли главной героини (источник фото)
В фильме картина повторяется дважды, как идеальный образ, не существующий в реальности – загадочность этого полотна позволяет знатокам искусства Дельвиля определять её как «оккультистскую (декадентскую) Мону Лизу».
В фильме картина повторяется дважды, как идеальный образ, не существующий в реальности – загадочность этого полотна позволяет знатокам искусства Дельвиля определять её как «оккультистскую (декадентскую) Мону Лизу».
Таинственность. Портрет миссис Стюарт Меррилл
1892, 40.6×33 см
Портрет, выполненный художником, не связывают с конкретным человеком, а представляют как абстрактную особу, медиума, находящегося в состоянии транса. Вместе с тем его можно толковать как «абсолютно масонский портрет» как по композиции (ориентация на горнюю вертикаль), так и по цветовому решению (спектр от холодных до раскалённых тонов соответствует очищению ауры). Здесь же видим важный масонский символ: треугольник – символ всепроникновения творца (Троица).
Дельвиль активно пропагандировал идеи оккультизма, основывал художественные объединения вроде «Салона идеалистического искусства», был членом Ордена розенкрецеров, сделал стремительную карьеру в масонской ложе и достиг высшей степени посвящения… Кому, как не ему иллюстрировать таинственный, мистический фильм? Биография художника в Артхиве.
Дельвиль активно пропагандировал идеи оккультизма, основывал художественные объединения вроде «Салона идеалистического искусства», был членом Ордена розенкрецеров, сделал стремительную карьеру в масонской ложе и достиг высшей степени посвящения… Кому, как не ему иллюстрировать таинственный, мистический фильм? Биография художника в Артхиве.
Автопортрет
1887, 55×45 см
Вообще, для Жана Дельвиля движущей силой в искусстве была идея Красоты, его высказывание по этому поводу можно отнести и к портрету:
Тот же идеал Красоты движет Платоном Андреевичем, и он по образу и подобию бедной девушки создает свой самый лучший манекен. Со всей страстью творческой натуры мастер отдает этой работе свои душевные, и даже жизненные силы. Манекен становится сенсацией, а художник расплачивается за это творческим кризисом, разладом с самим собой.
«Красота в метафизическом смысле есть манифестация Абсолюта. Исходящая лучами гармонии из сферы Божественного, она пересекает интеллектуальный уровень, чтобы, ещё раз сверкнув на уровне природы, угаснуть в материю».
Тот же идеал Красоты движет Платоном Андреевичем, и он по образу и подобию бедной девушки создает свой самый лучший манекен. Со всей страстью творческой натуры мастер отдает этой работе свои душевные, и даже жизненные силы. Манекен становится сенсацией, а художник расплачивается за это творческим кризисом, разладом с самим собой.
Богосоперничество
Во время работы над манекеном в видении художника «рождается» вторая картина Жана Дельвиля - "Сокровища Сатаны". Закрученный сплошной поток обнаженных тел проплывает под гигантской фигурой Люцифера.
Кадр из фильма. Видение художника
Сокровища сатаны
1895, 258×268 см
Появление этого инфернального демиурга становится символом одной из ключевых тем фильма – богосоперничества. Своему новому заказчику, господину Грильо, оформитель говорит прямо: «… мы с ним соперники… он сделает, а я доделываю». Платон Андреевич убежден: «…все, что создал Создатель не приспособлено для человеческой жизни». Тут художник предстает как человек своего времени, когда красота становится универсальным эталоном, в том числе - мироздания. Поэтому он лелеет мечту быть не просто продолжателем художественного дела Всевышнего, но создать другой, параллельный сотворенному Богом, совершенный мир.
Кадр из фильма. Во время работы над манекеном
Однако, потеряв с годами свое состояние и утратив былой успех, художник вынужден признать: «Этот с нимбом всё время меня обыгрывает, пока он сильнее». Мастер ещё не догадывается, что и в этот раз он потерпел очередное поражение. Жена Грильо Мария, как две капли воды похожая на умершую шесть лет назад натурщицу Анну, - его собственное творение. Хоть и оживленная какими-то демоническими силами, кукла всё равно продолжает оставаться вещью без души, без возможности чувствовать, любить. Литературовед и культуролог Юрий Лотман называл подобное «псевдожизнью, мертвым движением, смертью, притворяющейся жизнью».
Однако, потеряв с годами свое состояние и утратив былой успех, художник вынужден признать: «Этот с нимбом всё время меня обыгрывает, пока он сильнее». Мастер ещё не догадывается, что и в этот раз он потерпел очередное поражение. Жена Грильо Мария, как две капли воды похожая на умершую шесть лет назад натурщицу Анну, - его собственное творение. Хоть и оживленная какими-то демоническими силами, кукла всё равно продолжает оставаться вещью без души, без возможности чувствовать, любить. Литературовед и культуролог Юрий Лотман называл подобное «псевдожизнью, мертвым движением, смертью, притворяющейся жизнью».
Неизбежность возмездия
«Покушение» на роль Всевышнего ещё никому не приносило счастья, о чём предупреждают древние тексты. У Овидия в «Метаморфозах» собрано множество мифов, где каждого дерзнувшего вызвать бога на поединок настигала кара за кощунство. И столь близкого Платону Андреевичу Пигмалиона, влюбившегося в изваянную им из камня девушку Галатею и молившего богов её оживить, также ждали фатальные последствия.
Картина «Конец царствия» Жана Дельвиля в фильме как бы знаменует дальнейшие события. Эта работа художника, в отличие от двух других работ, показанных в этой истории, не является видением, плодом воображения Господина Оформителя. Картина «вписана» в интерьер мастерской.
Её гнетущая экспрессивно-сумрачная гамма созвучна с окружающей картину бутафорией: маска с манекена-Марии, лежащая на первой афише лекции Валерия Брюсова об Эмиле Верхарне, также манифестирует «Конец царствия». События фильма уже происходят в 1914 году, а значит, совсем скоро начнется Первая мировая война.
Кроме того, в браслете, оставленном Марией в мастерской, Платон Андреевич узнает тот самый браслет, для эффектного показа которого он создал свой любимый манекен.
Кроме того, в браслете, оставленном Марией в мастерской, Платон Андреевич узнает тот самый браслет, для эффектного показа которого он создал свой любимый манекен.
Интересно, что украшение весьма напоминает браслет-змею Сары Бернар, изготовленный для её роли Медеи Альфонсом Мухой и Джорджем Фуке. Браслет убийцы-Медеи оказался столь же убийственен для всех жертв куклы Марии вплоть до самого Платона Андреевича.
Золотой браслет «Медея» с кольцом, 1899. Городской Музей в Сакаи, Япония
…Близится конец старого мира. Активность русского символизма в 10-е годы XX века начала постепенно снижаться, а новое время диктует новые условия. Восхищение Платона Андреевича механизмами сменяется страхом самому быть раздавленным надвигающимся искусственным веком машин и часовых шестеренок. Этот безотчетный страх людей начала XX столетия перед машинами отражался в литературе. В частности, в рассказе Александра Грина «Серый автомобиль», который сценарист Юрий Арабов взял за основу фильма «Господин оформитель».
Художник разочаровывается в своих убеждениях, когда он «между человеком и куклой всегда выбирал последнее». Для него теперь очевидно, что никогда творение рук человеческих не сравнится с творением Божественным, мертвое не сможет заменить живое, даже если завладеет его правами. Но возмездие за прошлые заблуждения неизбежно: вышедшая из-под контроля вещь убивает своего творца.
…Близится конец старого мира. Активность русского символизма в 10-е годы XX века начала постепенно снижаться, а новое время диктует новые условия. Восхищение Платона Андреевича механизмами сменяется страхом самому быть раздавленным надвигающимся искусственным веком машин и часовых шестеренок. Этот безотчетный страх людей начала XX столетия перед машинами отражался в литературе. В частности, в рассказе Александра Грина «Серый автомобиль», который сценарист Юрий Арабов взял за основу фильма «Господин оформитель».
Художник разочаровывается в своих убеждениях, когда он «между человеком и куклой всегда выбирал последнее». Для него теперь очевидно, что никогда творение рук человеческих не сравнится с творением Божественным, мертвое не сможет заменить живое, даже если завладеет его правами. Но возмездие за прошлые заблуждения неизбежно: вышедшая из-под контроля вещь убивает своего творца.
«Берегитесь вещей! Они очень быстро и прочно порабощают нас» - предупреждал Грин.
Герою фильма «вторит» искусство художников-символистов, художников-мыслителей, художников-мистиков. Он сам – они все: и Одилон Редон, и Арнольд Бёклин, и Франц Фон Штук, и Макс Клингер…
Герою фильма «вторит» искусство художников-символистов, художников-мыслителей, художников-мистиков. Он сам – они все: и Одилон Редон, и Арнольд Бёклин, и Франц Фон Штук, и Макс Клингер…
Кадры из фильма "Господин оформитель"
Картины и рисунки художников-символистов
В альбоме «Господина Оформителя» - работы Одилона Редона «Гном», «Крыло», «Зарождение», «Тогда потерявшийся ангел расправил черные крылья», «Она является ему, драматичная и грандиозная со своей шевелюрой жрицы друидов», «Смерть: Это я делаю тебя серьёзной, обнимемся же», «И на нём всадник, которому имя смерть», «Сирена», «Безумие».
И если при просмотре фильма в 1988 году, когда информационный голод отрезанных «железным занавесом» граждан был еще силен, зрители только знакомились с работами представленных в нем мастеров, то теперь большинство из них стали широко известны самой широкой отечественной публике. И лишь имя Жана Дельвиля по-прежнему стоит особняком. Его творчество не перестает поражать своей фантастичностью и хранит ещё много загадок.
Автор: Ирина Фрыкина.
Материал подготовлен, в том числе, по сведениям публикаций: Беззубцев-Кондаков А. Смерть Пигмалиона. Культурологическое эссе о фильме "Господин оформитель"; Кириллова О.А. Живописно-графический интертекст фильма О. Тепцова «Господин оформитель»; Яковлева А. «Господин Оформитель». Блок. «Петербургский текст»; материала aquilaaquilonis.livejournal.com.
Автор: Ирина Фрыкина.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Материал подготовлен, в том числе, по сведениям публикаций: Беззубцев-Кондаков А. Смерть Пигмалиона. Культурологическое эссе о фильме "Господин оформитель"; Кириллова О.А. Живописно-графический интертекст фильма О. Тепцова «Господин оформитель»; Яковлева А. «Господин Оформитель». Блок. «Петербургский текст»; материала aquilaaquilonis.livejournal.com.