войти
опубликовать

Портрет жены художника Анны Петровны с сыновьями Николаем и Петром

Николай Николаевич Ге • Живопись, 1861
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль: Реализм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1861
Работа в коллекции: Smart and Beautiful Натальи Кандауровой
Работа в подборках: 12 подборок

Описание картины «Портрет жены художника Анны Петровны с сыновьями Николаем и Петром»

Об этой работе Ге известно совсем немного: написана в Италии около 1861 года; в начале ХХ века, по-видимому, была вывезена сыном художника Николаем в Швейцарию вместе с большой коллекцией рисунков и картин Ге, отвергнутых Третьковской галерей; в 2011-м году экспонировалась на масштабной выставке в Третьяковке, приуроченной к 180-летию Ге.

«Я вам покажу свою Мадонну»

Редкое документальное свидетельство о картине можно обнаружить в книге Владимира Стасова «Н.Н.Ге. Его жизнь, произведения и переписка»:
В начале 1880-х годов на хутор Ивановское, что на Черниговщине, приехала по каким-то хозяйственым делам помещица из Киева. Дома никого не было, но «вскоре на аллее или дорожке показался господин. Он шел быстро, почти юношеской походкой, без шапки. Редкие волосы, развеваясь на ветру, как бы ореолом окружили его голову». Хозяин показался гостье приветливым и весёлым. Говорили о продаже земли, о великолепных каролингских тополях, растущих в саду, об управлении хозяйством. Потом помещицу пригласили в дом. Там на свежеоштукатуренной серой стене она увидела портреты Некрасова, Тургенева и Костомарова, и лишь тут её осенило: хозяин Ивановского, такой доступный и весёлый, – это знаменитый на всю Россию художник Ге! «За обедом Ге сказал: «Я вам покажу свою Мадонну». Это был портрет его жены с двумя сыновьями, снятыми, когда они были еще совсем маленькие дети. Теперь один из них был здесь налицо и представлял собой очень красивого юношу, которого отец во весь обед сватал за дочь приехавшего со мной помещика. По этому поводу было наговорено так много смешного и остроумного, что все мы хохотали точно безумные».

История любви

Ге познакомился с Анной Петровной, будущей своей женой, заочно. Это случилось в середине 1850-х годов, когда студент Императорской Академии художеств Ге делил квартиру в Петербурге со своим другом, студентом-скульптором Парменом Забелло. Довольно часто Пармену приходили письма от сестры Анны, жившей в родительском поместье на Черниговщине. Случилось так, что Ге прочёл одно из её писем к брату. Потом второе, третье… Письма восхитили его своим возвышенным строем и зрелостью мыслей. Вскоре Ге и сам вступил в переписку с незнакомой девушкой и обнаружил, что их вкусы и убеждения во многом сходны – например, оба считали своим любимым писателем Александра Герцена. Еще через несколько писем Ге обнаружил, что решительно влюблён в «божественную Анну Петровну» и даже уверил друга, что ни на ком, кроме его сестры, никогда не женится. Самое удивительное, что это была правда. В 1856-м году 25-летний Николай и 24-летняя Анна повенчались в церкви черниговского села Монастырище и сразу же уехали в Рим: незадолго до этого Ге получил Большую золотую медаль Академии за картину «Саул у Аэндорской волшебницы», что давало право на пенсионерство в Италии.

Что мы знаем об Анне Петровне Ге?

Всю жизнь она была верной спутницей художника: 13 лет чета Ге прожила в Италии, там родились их сыновья Пётр и Николай («беленький и чёрненький», как называл их Ге), потом они вернулись в Россию и после четырех лет, проведённых в Петербурге, Ге и Анна Петровна навсегда перебрались на хутор Ивановское, на Черниговщину. Вскоре Ге заразился идеями Льва Толстого, стал вегетарианцем, бросил курить, раздал многие из принадлежащих ему земельных наделов крестьянам, научился работать в поле и выкладывать печи, стремясь жить так, чтобы это приносило пользу ближнему. Его «опрощение» давалось супруге нелегко: они иногда ссорились, но до такой конфронтации, как у Толстого и Софьи Андреевны, всё же не доходило. «Моя барыня не желает жить просто», – шутя жаловался в письме Толстому Ге.

Дочка Толстого Татьяна Львовна вспоминает, что за решительность и бескомпромиссность в суждениях Ге называл любимую жену «прокурором», и, работая над картинами, часто приглашал её оценить сделанное: «А ну-ка, Анечка, посмотри-ка, что здесь не так». Анна Петровна, намётанным глазом безошибочно видя огрехи, ровным голосом озвучивала свои суждения, и почти всегда Ге оказывался с нею согласен.

Жена Толстого Софья Андреевна в мемуарах «Моя жизнь» тоже оставила несколько строк об Анне Петровне. Они не блещут особым тактом: «Жена Николая Николаевича… была маленького роста белокурая и некрасивая женщина с большой головой и приятной улыбкой. Она как-то покровительственно относилась к мужу, подчёркивая его легкомыслие, рассеянность, и более похоже было, что она его мать, чем жена». Еще Толстая называет Анну Ге «совсем не грациозной натурой и мало подходящей художнику». Впрочем, это воспоминания больше говорят нам о характере Софьи Андреевны, чем проливают свет на то, какой на самом деле была жена Ге.

Художник недаром говорил случайной посетительнице о «своей Мадонне»: Анна Петровна изображена на картине так, как часто писали Деву Марию с Младенцем Христом и Иоанном Крестителем. В Киевском Музее русского искусства хранится еще один портрет Анны Петровны Ге: очаровательная и серьёзная молодая женщина в белом утреннем платье расположилась в кресле с книгой, а сквозь балконный проём видны белые дома и синеватые горы Италии. Обе картины молчаливо свидетельствуют: Николай Ге относился к жене с благоговением и трепетом.

Анна Петровна Ге умерла в 1891-м году, и Ге похоронил её в Ивановском, прямо в саду их усадьбы. Он переживёт жену всего на три года и будет погребён рядом с ней.

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии