войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Самая крупная в истории Италии выставка Анри Руссо: наивное искусство и творения современников

«Анри Руссо: Архаичный наив» (Archaic naivety) — экстраординарная выставка в Венеции, посвященная творчеству одного из удивительнейших французских художников, известного как… «Таможенник». Причем наряду с 40 работами Руссо вниманию публики — 60 работ других знаменитых художников эпохи, от Гогена, Пикассо и Сезанна до Сера, Редона и Кандинского. Вдобавок еще и полотна «великих повлиявших» на их искусство!
Самая крупная в истории Италии выставка Анри Руссо: наивное искусство и творения современников
Уже анонсированная и во Франции — с марта 2016 экспозицию покажут в Париже, в музее д’Орсе, - выставка с большим успехом проходит в Венеции. Прогуляемся?
Выставка Анри Руссо (Henri Rousseau, 1844−1910) — небывалая по масштабам для Италии и одна из наиболее внушительных вообще. Ведь к настоящему моменту известно всего около 100 картин художника, немало их — в экспозиции, включая наиболее известные работы.
Экспозицию собирали «всем миром»: в Италию «Автопортрет» (Руссо считал его «первым портретом-пейзажем») прибыл из Праги, яркий натюрморт — из частной коллекции в Швейцарии, несколько работ из различных музейных собраний Парижа, от д’Орсе до Центра Помпиду.

Выставка, устроенная в самом Дворце Дожей (Palazzo Ducale), примечательна тем, что на ней представлены также эскизы, этюды — в общем, подготовительные работы на пути к созданию финальных ошеломляющих картин.
Самая крупная в истории Италии выставка Анри Руссо: наивное искусство и творения современников
Ведь при жизни работы чудака-самоучки Руссо публика высмеивала даже на вернисажах располагающего к культурному шоку «Салона независимых», в то же время им восхищались известнейшие ныне мастера — его современники. Поль Синьяк, Одилон Редон, Камиль Писсаро, Поль Гоген, — их работы также представлены в Венеции, и все они высоко ценили искусство Руссо.

Робер Делоне об Анри Руссо: «В другую эпоху он расписывал бы стены дворцов по заказу меценатов. В нашу же вынужден быть шутом для обывателей, он — такой серьёзный, такой спокойный. Что за бессмысленная ирония судьбы!».
Анри Руссо. Свадьба
Свадьба
1905, 163×114 см
Скромный таможенный служащий (отсюда прозвище «Таможенник»), как в известной детской песенке, «на далекой Амазонке не бывал он никогда» — как и в Мексике. То, что во время вынужденной семилетней службы в армии (наказание за хищение, совершенное по глупости) он там побывал в рамках похода Наполеона III — придуманная им самим легенда. Откуда же джунгли? Из ботсада, вестимо! А еще — из посещений Музея естественной истории, зоопарка, и разглядывания журнальных иллюстраций.
Так, матушку друга — Роберта Делоне, искреннего поклонника таланта Руссо, художник представил в Индии в роли заклинательницы змей. Впрочем, небезосновательно: дама посещала экзотическую страну и рассказывала о ней. А пышная растительность — фантазия художника, видевшего ее, как наяву.
Пабло Пикассо не расставался с «Портретом женщины (Ядвига)», который приобрел за 5 франков еще до зн


Пабло Пикассо не расставался с «Портретом женщины (Ядвига)», который приобрел за 5 франков еще до знакомства с автором. Работу продавали по цене… холста, не сомневаясь, что это его единственная ценность. Пикассо, к счастью, считал иначе. Полотно прибыло в Италию из Парижа, из музея Пикассо.

Пикассо на фоне портрета «Ядвига» Руссо, Париж, 1932 г. Фото — de Brassaï
Архивное фото, Музей Пикассо, Париж

Художник Поль Синьяк (1863 — 1935) пригласил Руссо участвовать в созданном для противовеса официальному «Салоне независимых» в 1886 году. Анри чествовали поэты и над ним по-дружески подшучивали собратья-художники, отдавая должное как его таланту, так и добродушию. Ну, а пир в мастерской Пикассо, который то ли в шутку, то ли всерьез закатили в Бато-Лавуар в 1908 году, с лозунгами, одами и прславлением художника (хвалу возносили Жорж Брак, Андре Дерен, Гийом Аполлинер…) — уже историческое событие.
Несмотря на неоднозначную реакцию широкой публики, художник не отступал от выбранного пути, в котором был совершенно уверен. Что перспектива, реальность, пропорции?
Когда он рисовал картину «Бричка отца Жюньета», к нему в студию зашел американский живописец Макс Вебер (1881— 1961). Он указал Руссо на то, что собака непропорциональна по сравнению с остальными персонажами, на что Анри ответил: «Все должно оставаться так, как есть».

Кстати, в его распоряжении была фотография, множество деталей и объектов которой вполне узнаваемы и на картине. Но какое творческое преображение! Не все его понимали.

Неизвестно, что сказал «прототип» — Клод Жуньер (измененный Руссо в названии на «Жюньет»), впервые увидев результат… Впрочем, этот продавец овощей, чей магазин на Монпарнасе был рядом с мастерской художника, с ним приятельствовал, выручал продуктами и порой приглашал кататься на бричке — если та не была «занята» овощами. Кобылу звали Роза, собачки на фото нет, но ведь их обожал месье Жуньер… Вот вам и «картина маслом»!
Ключевые моменты начала развития движения модернизма и авангарда — также равноправная тема экспозиции, которая раскрывает творчество Анри Руссо еще и в контексте течений в искусстве той эпохи и его интеллектуально — творческого окружения. Не обошлось и без картин других художников, современников Руссо.
Василий Кандинский приобрел картину Руссо «Птичий двор» и выставил ее в Мюнхене в 1911 году (Blaue Reiter show), уже после смерти Руссо. Теперь полотно хранится в коллекции Центра Помпиду (Париж), ну, а прямо сейчас его можно увидеть в Венеции.
На творчество Руссо не могли не повлиять работы признанных, известных мастеров пришлого, отдаленного

На творчество Руссо не могли не повлиять работы признанных, известных мастеров пришлого, отдаленного и не очень: в своем самообразовании он копировал работы в музеях, обучаясь рисовать. Вот и в Венецию с опоздание из-за таможенного оформления (как и упомянутый «Автопортрет» Таможенника — вот так ирония!) едет полотно Эжена Делакруа «Тигр и лев» (1850). В экспозиции и работы Гойи и других мастеров.

Картина Вильяма Бугро (Uguaglianza davanti alla morte, 1848 г.) также представлена на выставке
Картина Вильяма Бугро (Uguaglianza davanti alla morte, 1848 г.) также представлена на выставке
Зал с работами Поля Сезанна
Зал с работами Поля Сезанна
… Как-то Анри Руссо сказал молодому Пикассо: «Ты да я — два самых важных художника эпохи: ты в Египетском стиле, а я — в современном». Как вам парадокс? Отмечая, что выставка проходит в роскошном и знаменитом Дворце Дожей, который служит «домом» для работ Тициана, Тинторетто и Веронезе, — кураторы предлагают нам убедиться в обоснованности утверждения Руссо. «Может, не так уж он и неправ?» — задают себе вопросы впечатленные посетители после осмотра экспозиции.

Выставка продлится до 5 июля.

Фото вернисажа — Eleonora Milner , а также фото в интерьерах залов — с официальной страницы музея Д’Орсе