войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

"VENITE, ADOREMUS - приидите, поклонимся": на выставке - редкие экспонаты из фондов Музея Ханенко

Самой рождественской выставкой в Киеве этой зимой по праву можно назвать открывшуюся в Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко «VENITE, ADOREMUS — приидите, поклонимся». Проект куратора Елены Живковой включает свыше шести десятков произведений VI — XIX столетий из музейной коллекции, имеющих непосредственное отношение к теме Рождества. При этом постоянная экспозиция, по замыслу музейщиков, стала «продолжением» праздничной.
"VENITE, ADOREMUS - приидите, поклонимся": на выставке - редкие экспонаты из фондов Музея Ханенко
Франческо Капелла по прозвищу Даджу. Венеция 1711 — Бергамо 1784. Поклонение волхвов. 

Сюжет произ



Франческо Капелла по прозвищу Даджу. Венеция 1711 — Бергамо 1784. Поклонение волхвов.

Сюжет произведения связан с праздником Трех царей. Все христиане римо-католического обряда отмечают его 6 января. (Именно библейские Три царя, или волшебники-волхвы, приносят подарки детям в католических странах). Другое название этого праздника — Эпифания (Богоявленье).

Неспешно прогуливаясь по залам музея, славящегося своим собранием западноевропейской живописи, можно увидеть, что некоторые полотна обзавелись дополнительными текстовыми спецификациями с рождественской звездой. Это — пояснения, какое отношения к циклу зимних праздников имеет тот или иной шедевр. Но «временная» выставка в двух специальных залах все же привлекательнее. Хотя бы потому, что она — правильно, — не постоянная: после Крещения (или, если повезет, чуть позже), ее демонтируют. Увидеть предметы церковного, литургического искусства (иконы, потиры, резные изображения святых и проч.) и, главным образом, поразительные гравюры из музейных фондов когда еще придется!
Игнац Бергманн (1797 — 1865), Иоганн Непомук Штрикснер (1782 — 1855). Святая Вероника, 1820 (бумага, литография)
Литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
выполнена по живописному оригиналу авторства анонимного художника. Исследователи дали ему условное имя — «Мастер святой Вероники», поскольку лучшей его картиной считается эта, «Святая Вероника».
Западная церковь поминает Св. Веронику 4 февраля. Согласно легендам, она была доброй и благочестивой женщиной, которая пожалела Иисуса во время его тяжкого пути на Голгофу, и подала Ему плат — судариум (от лат. sudarium, полотенце для лица). На ткани остался кровавый отпечаток
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
лица Спасителя. Это нерукотворное изображение считается первой в мире иконой.
В наше время Веронику почитают как покровительницу фотографии. Также она является заступницей людей, чья работа связана с тканью: торговцев полотном, ткачей и прачек.
При всем великолепии живописи на религиозную тематику (я сама, в силу личных вкусовых предпочтений, долго не могла отойти от «Несения креста» фламандца Крониуса Франкена Второго), смысловым центром «VENITE, ADOREMUS» стали демонстрирующиеся в отдельном зале гравюры. Преимущественно, с изображениями католических святых. Святая Вероника и Св. Стефан, Богоматерь со святыми Катериной и Доротеей, бегство Св. Семейства в Египет, Три Короля и даже Св. Антоний (покровитель домашних животных) и Св. Лючия (покровительница офтальмологов) — одни имена персонажей, изображенных на немецких литографиях 19 века, звучат, как музыка!
Иеронимус Франкен Второй. Несение креста. 

Еще одно произведение на сюжет о Св.Веронике. В евангел

Иеронимус Франкен Второй. Несение креста.

Еще одно произведение на сюжет о Св.Веронике. В евангельском тексте этот сюжет не встречается. Католическая церковь, чествуя Веронику, опирается на Св. Предание, в частности, апокрифическое Евангелие от Никодима 4-го ст. от Р.Х.

Иеронимус Франкен Второй принадлежал к знаменитой династии художников — живописцев из Антверпена. Внешний вид толпы, окружающей Христа и Св. Вернику, напоминает бандитов и наемников, шайки которых при жизни Иеронимуса Франкена несколько раз разоряли Антверпен. В течение 80 лет, в 1572 — 1648, в Нидерландах продолжалась кровавая война за независимость. Старшее поколение наших читателей знает о ее перипетиях благодаря, в первую очередь, известному роману Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле».
Возможно, картина принадлежит к живописной серии «Крестный путь».
"VENITE, ADOREMUS - приидите, поклонимся": на выставке - редкие экспонаты из фондов Музея Ханенко
Впрочем, лучше давайте посмотрим фото с выставки. Подписи к каждому изображению воспроизводят тест спецификации (в переводе с украинского). Рассматривая и читая, можно почувствовать себя почти как на экскурсии в самом киевском Музее Ханенко. Хотя лучше — и в самом деле, — съездить в украинскую столицу на ул. Терещенковскую.
Николаос Дзафурис. 1487 — 1501. Богоматерь Отрада (Утешение). Дерево, темпера.

Образ Богоматери с 

Николаос Дзафурис. 1487 — 1501. Богоматерь Отрада (Утешение). Дерево, темпера.

Образ Богоматери с Младенцем на руках — один из самых распрстраненн6ых в иконографии Рождества. Именно на время рождественских праздников приходится и день торжественного почитания Девы Марии: праздник Торжества Пресвятой Богородицы католики отмечают 1 января.
Небольшого размера иконы, подобные созданной знаменитым критским мастером Николаосом Дзафурисом, предназначались для личного поклонения, и скорее хранились в домашних иконостасах, чем в церквях. Эта икона принадлежит к редкому типу «Madre Della Consolazione» — «Богоматерь Отрада (Утешение)».

Одной из особенностей ее иконографии является то, что взгляды Богоматери и Младенца обращены на молящихся. Считается, что такой тип изображения Богоматери был разработан в 15 ст. на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. Именно Николаос Дзафурис и его столичная мастерская в Кандии (современный Ираклион) приняли участие в распространении этого образа, в основе которого лежал, скорее всего, итальянский прототип, ныне утраченный.
В 15 веке на Крите жили православные греки и католики-венецианцы. В результате, одни и те же местные мастера успешно изготовляли как православные, так и католические иконы, умело используя западную манеры письма — «manierа lаtina», а также греческую (византийскую) — «manierа greca».
Иногда, как в этой иконе, представленной на выставке, оба стиля объединялись. По византийскому канону, Дзафурис изображает лики и жесты Марии и Христа, гиматий младенца, украшенный золотыми линиями складок (асистом), и позолоченный фон — метафору божественного света. Свиток в ручке Христа символизирует дитя как божественное Слово, а также служит напоминанием про Евангелие. Звезды на мафории Богородицы — символ Св.Троицы. Именно поэтому третью звезду, которая должна находиться на левом плече Девы, заменяет фигура Богомладенца.
В то же время, тисненый орнамент на обоих нимбах, тонкий белый плат (т. наз. велум) под мафорием Богородицы, а также мягкое светотеневое моделирование его складок и застежка-фибула в форме цветка — свидетельства влияния современной итальянской живописи.
Впрочем, несмотря на «итальянский» след, можно, все же, утверждать, что икона
С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» - особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало. Читать дальше
принадлежала православному семейству. Надписи-аббревиатуры на ней выполнены на греческом языке.
Иоганн Непомук Штрикснер (1782 — 1855). Бегство в Египет.

История не сохранила имени автора картин



Иоганн Непомук Штрикснер (1782 — 1855). Бегство в Египет.

История не сохранила имени автора картины, по которой создана эта литография. Но возможно, он специально хотел сохранить анонимность, как это нередко случалось со средневековыми мастерами.

Бегство Св. Семейства в Египет современные католики празднуют в первое воскресенье после Рождества.

На фото ниже: реликварии, киворий, дароносица созданы мастерами Франции, Италии и Испании 15 ст.
"VENITE, ADOREMUS - приидите, поклонимся": на выставке - редкие экспонаты из фондов Музея Ханенко
"VENITE, ADOREMUS - приидите, поклонимся": на выставке - редкие экспонаты из фондов Музея Ханенко
"VENITE, ADOREMUS - приидите, поклонимся": на выставке - редкие экспонаты из фондов Музея Ханенко
"VENITE, ADOREMUS - приидите, поклонимся": на выставке - редкие экспонаты из фондов Музея Ханенко
"VENITE, ADOREMUS - приидите, поклонимся": на выставке - редкие экспонаты из фондов Музея Ханенко
"VENITE, ADOREMUS - приидите, поклонимся": на выставке - редкие экспонаты из фондов Музея Ханенко
Рекомендуемые работы
Сергей Борисович Кривоногов. Горячий день в Испании. Консуэгра.
Горячий день в Испании. Консуэгра.
2021, 30×30 см
$159
Копия
$53
Цифровая копия
Копии
$53
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$248
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$348
Оригинал
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$119
Оригинал
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$119
Оригинал
Как и сегодня, во времена Средневековья в Западной Европе Рождество было «горячим» временем для ремесленников разных цехов. Созданная ими церковная утварь и керамика, украшенная яркими изображениями на религиозные сюжеты, радуют глаз и нашим современникам.
В материале приведены фото с официальной странички музея