Самой рождественской выставкой в Киеве этой зимой по праву можно назвать открывшуюся в Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко «VENITE, ADOREMUS — приидите, поклонимся». Проект куратора Елены Живковой включает свыше шести десятков произведений VI — XIX столетий из музейной коллекции, имеющих непосредственное отношение к теме Рождества. При этом постоянная экспозиция, по замыслу музейщиков, стала «продолжением» праздничной.
Франческо Капелла по прозвищу Даджу. Венеция 1711 — Бергамо 1784. Поклонение волхвов.
Сюжет произведения связан с праздником Трех царей. Все христиане римо-католического обряда отмечают его 6 января. (Именно библейские Три царя, или волшебники-волхвы, приносят подарки детям в католических странах). Другое название этого праздника — Эпифания (Богоявленье).
Неспешно прогуливаясь по залам музея, славящегося своим собранием западноевропейской живописи, можно увидеть, что некоторые полотна обзавелись дополнительными текстовыми спецификациями с рождественской звездой. Это — пояснения, какое отношения к циклу зимних праздников имеет тот или иной шедевр. Но «временная» выставка в двух специальных залах все же привлекательнее. Хотя бы потому, что она — правильно, — не постоянная: после Крещения (или, если повезет, чуть позже), ее демонтируют. Увидеть предметы церковного, литургического искусства (иконы, потиры, резные изображения святых и проч.) и, главным образом, поразительные гравюры из музейных фондов когда еще придется!
Игнац Бергманн (1797 — 1865), Иоганн Непомук Штрикснер (1782 — 1855). Святая Вероника, 1820 (бумага, литография)
Литография
выполнена по живописному оригиналу авторства анонимного художника. Исследователи дали ему условное имя — «Мастер святой Вероники», поскольку лучшей его картиной считается эта, «Святая Вероника».
Западная церковь поминает Св. Веронику 4 февраля. Согласно легендам, она была доброй и благочестивой женщиной, которая пожалела Иисуса во время его тяжкого пути на Голгофу, и подала Ему плат — судариум (от лат. sudarium, полотенце для лица). На ткани остался кровавый отпечаток лица Спасителя. Это нерукотворное изображение считается первой в мире иконой.
В наше время Веронику почитают как покровительницу фотографии. Также она является заступницей людей, чья работа связана с тканью: торговцев полотном, ткачей и прачек.
Западная церковь поминает Св. Веронику 4 февраля. Согласно легендам, она была доброй и благочестивой женщиной, которая пожалела Иисуса во время его тяжкого пути на Голгофу, и подала Ему плат — судариум (от лат. sudarium, полотенце для лица). На ткани остался кровавый отпечаток лица Спасителя. Это нерукотворное изображение считается первой в мире иконой.
В наше время Веронику почитают как покровительницу фотографии. Также она является заступницей людей, чья работа связана с тканью: торговцев полотном, ткачей и прачек.
При всем великолепии живописи на религиозную тематику (я сама, в силу личных вкусовых предпочтений, долго не могла отойти от «Несения креста» фламандца Крониуса Франкена Второго), смысловым центром «VENITE, ADOREMUS» стали демонстрирующиеся в отдельном зале гравюры. Преимущественно, с изображениями католических святых. Святая Вероника и Св. Стефан, Богоматерь со святыми Катериной и Доротеей, бегство Св. Семейства в Египет, Три Короля и даже Св. Антоний (покровитель домашних животных) и Св. Лючия (покровительница офтальмологов) — одни имена персонажей, изображенных на немецких литографиях 19 века, звучат, как музыка!
Иеронимус Франкен Второй. Несение креста.
Еще одно произведение на сюжет о Св.Веронике. В евангельском тексте этот сюжет не встречается. Католическая церковь, чествуя Веронику, опирается на Св. Предание, в частности, апокрифическое Евангелие от Никодима 4-го ст. от Р.Х.
Иеронимус Франкен Второй принадлежал к знаменитой династии художников — живописцев из Антверпена. Внешний вид толпы, окружающей Христа и Св. Вернику, напоминает бандитов и наемников, шайки которых при жизни Иеронимуса Франкена несколько раз разоряли Антверпен. В течение 80 лет, в 1572 — 1648, в Нидерландах продолжалась кровавая война за независимость. Старшее поколение наших читателей знает о ее перипетиях благодаря, в первую очередь, известному роману Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле».
Возможно, картина принадлежит к живописной серии «Крестный путь».
Возможно, картина принадлежит к живописной серии «Крестный путь».
Впрочем, лучше давайте посмотрим фото с выставки. Подписи к каждому изображению воспроизводят тест спецификации (в переводе с украинского). Рассматривая и читая, можно почувствовать себя почти как на экскурсии в самом киевском Музее Ханенко. Хотя лучше — и в самом деле, — съездить в украинскую столицу на ул. Терещенковскую.
Николаос Дзафурис. 1487 — 1501. Богоматерь Отрада (Утешение). Дерево, темпера.
Образ Богоматери с Младенцем на руках — один из самых распрстраненн6ых в иконографии Рождества. Именно на время рождественских праздников приходится и день торжественного почитания Девы Марии: праздник Торжества Пресвятой Богородицы католики отмечают 1 января.
Небольшого размера иконы, подобные созданной знаменитым критским мастером Николаосом Дзафурисом, предназначались для личного поклонения, и скорее хранились в домашних иконостасах, чем в церквях. Эта икона принадлежит к редкому типу «Madre Della Consolazione» — «Богоматерь Отрада (Утешение)».
Одной из особенностей ее иконографии является то, что взгляды Богоматери и Младенца обращены на молящихся. Считается, что такой тип изображения Богоматери был разработан в 15 ст. на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. Именно Николаос Дзафурис и его столичная мастерская в Кандии (современный Ираклион) приняли участие в распространении этого образа, в основе которого лежал, скорее всего, итальянский прототип, ныне утраченный.
В 15 веке на Крите жили православные греки и католики-венецианцы. В результате, одни и те же местные мастера успешно изготовляли как православные, так и католические иконы, умело используя западную манеры письма — «manierа lаtina», а также греческую (византийскую) — «manierа greca».
Иногда, как в этой иконе, представленной на выставке, оба стиля объединялись. По византийскому канону, Дзафурис изображает лики и жесты Марии и Христа, гиматий младенца, украшенный золотыми линиями складок (асистом), и позолоченный фон — метафору божественного света. Свиток в ручке Христа символизирует дитя как божественное Слово, а также служит напоминанием про Евангелие. Звезды на мафории Богородицы — символ Св.Троицы. Именно поэтому третью звезду, которая должна находиться на левом плече Девы, заменяет фигура Богомладенца.
В то же время, тисненый орнамент на обоих нимбах, тонкий белый плат (т. наз. велум) под мафорием Богородицы, а также мягкое светотеневое моделирование его складок и застежка-фибула в форме цветка — свидетельства влияния современной итальянской живописи.
Впрочем, несмотря на «итальянский» след, можно, все же, утверждать, что икона принадлежала православному семейству. Надписи-аббревиатуры на ней выполнены на греческом языке.
В то же время, тисненый орнамент на обоих нимбах, тонкий белый плат (т. наз. велум) под мафорием Богородицы, а также мягкое светотеневое моделирование его складок и застежка-фибула в форме цветка — свидетельства влияния современной итальянской живописи.
Впрочем, несмотря на «итальянский» след, можно, все же, утверждать, что икона принадлежала православному семейству. Надписи-аббревиатуры на ней выполнены на греческом языке.
Иоганн Непомук Штрикснер (1782 — 1855). Бегство в Египет.
История не сохранила имени автора картины, по которой создана эта литография. Но возможно, он специально хотел сохранить анонимность, как это нередко случалось со средневековыми мастерами.
Бегство Св. Семейства в Египет современные католики празднуют в первое воскресенье после Рождества.
На фото ниже: реликварии, киворий, дароносица созданы мастерами Франции, Италии и Испании 15 ст.
Как и сегодня, во времена Средневековья в Западной Европе Рождество было «горячим» временем для ремесленников разных цехов. Созданная ими церковная утварь и керамика, украшенная яркими изображениями на религиозные сюжеты, радуют глаз и нашим современникам.
В материале приведены фото с официальной странички музея