Переводчик с реального языка на фантастический, чья невыносимая легкость бытия срывается с холстов и взмывает ввысь — до 11 января картины сюрреалиста Жоана Миро выставляют в венской Альбертине. О чем думает его петух, глядя в небо, куда летят птицы и насекомые и почему голова каталонского крестьянина напоминает всё, что угодно, только не голову — ответ искали журналисты АРТХИВа.
Реальность как отправная точка
После выставок, посвященных Рене Магритту (2011) и Максу Эрнсту (2013), Альбертина закономерно продолжает тему сюрреалистов экспозицией каталонца Жоана Миро (Joan Miro) (1893−1983) — одного из популярнейших художников прошлого века, картины которого напоминают детские рисунки. Связь между его образами и реальным миром едва уловима: автор, по его же словам, использует «реальность как отправную точку». Однако, несмотря на абстрактность, визуальная лексика Миро одинаково понятна на всех континентах.
Женщина, птица и лунный свет
1949, 81.3×66 см
Специалисты объясняют коммерческий успех Миро тем фактом, что его работы отлично вписываются в интерьер особняков, вилл, просторных холлов банков и корпораций.
На выставке представлены картины периода поэтического реализма, отличающиеся глубокой перспективой натурных пейзажей. Она наполнена мелкими деталями, которые напоминают ажур. Примером может служить работа «Ферма», которую сам Миро называл ключевой в своем творчестве. Картина находилась в коллекции Эрнеста Хемингуэя.
Как-то раз Миро изрек: «форма для меня — это не что-то абстрактное, это всегда какой-то знак». Около 100 работ, представленных на венской экспозиции — живопись, графика
, скульптура, керамика и театральные костюмы авангардиста, — показывают, как луна, звезды, кометы, деревья, птицы или женщины становятся для художника универсальными знаками. Преломляясь через призму его восприятия, они превращаются в нелепые геометрические фигуры, вспышки красок и световые пятна с обозначенной пунктиром траекторией движения. Его работы полны жизнелюбия, контрастов ярких цветов, иронии и экспрессии.
По его произведениям учились создатели комиксов и мультфильмов. В школе сам Миро обрисовывал тетради и дневники, а настоящим счастьем для мальчика были каникулы с карандашом и бумагой на Мальорке. Жоан Миро прожил долгую уединенную жизнь, избегая шумных богемных компаний, всецело концентрируясь на искусстве. Хотя, рассматривая его беспечные работы, сложно поверить в то, что он вкладывал в их создание недюжинные усилия. Бессознательное, гуляющее в наших снах, служило пищей для его вдохновения. Миро удалось объединить земное и мистическое, отсюда и название выставки: «От земли до небес».
Согласно сложившемуся словарю Жоана Миро, на его полотнах существуют так называемые «сферы» (небо, земля, воздух), а также образы, соединяющие их: лестницы, птицы, фигуры людей, кролики.
Piece and love
Жоан Миро придерживался классической традиции средиземноморской живописи и при этом был открыт для экспериментов парижского авангарда. В 20-ые годы художник переехал во французскую столицу, где сблизился с Пикассо и его кругом. Кстати, многие считают работы Миро аполитичными, противопоставляя их произведениям Пабло Пикассо, но это не совсем так. Благополучие человечества всегда имело для сюрреалиста центральное значение, но он боролся за него по-своему — стремлением к гармонии и тому, чтобы все живые существа относились друг к другу с уважением и любовью.
Голова-треугольник, борода и шляпа. «Голова каталанского крестьянина» (1925) — одна из картин одноименной серии из трех произведений, демонстрирующей связь художника с родиной. Каждая последующая картина является упрощенной версией предыдущей.
На выставке можно также увидеть эскизы-коллажи, состоящие из одушевленных совокупностей технических деталей и механизмов.
Выставка работает ежедневно с 10−00 до 18−00, по средам — с 10−00 до 21−00
Адрес: Albertinaplatz 1 A-1010 Wien