Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина готовится принять работы модерниста с мировым именем в 2017. И пусть этого события ждать еще целых три года, мы не смогли удержались от анонса, который на днях озвучил директор венской Альбертины! Тем временем, в США постоянную прописку в МоМА получила знаменитая «Адель II».
![В погоне за Климтом: новый дом «второй Адели» и грядущая выставка в Москве В погоне за Климтом: новый дом «второй Адели» и грядущая выставка в Москве](https://artchive.ru/res/media/img/orig/article/5d3/259666.jpg)
Ждем-с…
Венский музей Альбертина располагает 170 рисунками Климта, охватывающими все этапы его творческого пути, а также — фотографиями, письмами и афишами из личного архива автора. Организаторы сохраняют интригу и заранее не разглашают, какие именно работы приедут в гости к московским поклонникам художника: графика
или живопись, включая «Поцелуй» и «Адама и Еву», а то и всего… побольше!
Директор венского музея, Клаус Альбрехт Шредер отметил, что сотрудничество между Альбертиной и Государственным музеем изобразительных искусств положит начало дальнейшим «культурным обменам»: в свою очередь, Вена примет работы импрессионистов из ГМИИ.
Адам и Ева (незавершенное)
1917, 173×60 см
«Портрет Адели Блох-Бауэр I», который называют «австрийской Мона Лизой» — как говорится, вишенка на торте «золотого периода» Густава Климта и в прошлом еще и визитная карточка венского музея Бельведер. Несколько лет назад, к огромнейшему огорчению австрийцев, портрет перешел в частную коллекцию Марии Альтман, гражданки США и единственной наследницы предыдущего владельца картины. Австрийский сахарный фабрикант Блох-Бауэр, покровитель художника и муж любимой модели Климта, Адель, в свое время не внял просьбе умирающей супруги и не передал ее портреты Австрийской галерее, вместо этого перед смертью завещал их своим племянникам. Нацисты в свое время портреты конфисковали и все-таки передали музею, однако наследница шанс обладать «Золотой Аделью» не упустила: потребовала свое, при этом на цену, предложенную австрийским правительством для выкупа шедевра, не согласилась. Так Австрия потеряла уникальный портрет навсегда. Впоследствии эту историю воплотила на экране британская актриса Хелен Миррен в фильме «Женщина в золотом».
Адель Блох-Бауэр (1881—1925) была представительницей высшего сословия европейской буржуазии. Вместе с мужем принимали у себя живописцев, политиков и писателей того времени. Интересно, что сама Мария Альтман вспоминает о своей тетушке так: «постоянно страдающая головной болью, курящая как паровоз, ужасно нежная и тёмная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная». С нее Климт написал свою «Юдифь». Всего известно 4 портрета художника, для которых позировала Адель Блох-Бауэр.
Юдифь и Олоферн
1901, 84×42 см
«Адель-2»: новый отсчет
Всего Блох-Бауэру принадлежали 5 картин и 16 рисунков Густава Климта. После того, как они перешли наследнице Марии Альтман, «Портрет Адели Блох-Бауэр I» был продан Нью-Йоркской Neue Galerie за $135 млн, а «Портрет Адель Блох-Бауэр II» (1912) ушел с молотка в частную коллекцию за $88 млн. Теперь же эта «Адель-2» обосновалась в нью-йоркском MoMA благодаря договору долгосрочной аренды. В отличие от более известного «Портрета Адели Блох-Бауэр I» (1907), который переливается золотом и серебром, более поздняя работа подчеркивает элегантность и высокое положение модели в австрийском обществе, выраженное в более традиционных тонах.
К золотому периоду творчества Густав Климт пришел после путешествия в Италию в 1903 г., где его впечатлили декорированные золотом мозаики в церквах Равенны и Венеции. Этот прием художник решил использовать в современной масляной живописи, придавая поверхностям полотен совершенно иной вид.