Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Похоже,британская столица не может и не намерена обходиться без творчества Казимира Малевича. В октябре завершилась его ретроспектива в лондонской Tate Modern и одновременно в Музее Виктории и Альберта открылась выставка«Русский театральный авангард: война,революция,дизайн. 1913−1933», один из главных героев которой,конечно,Малевич. В экспозиции боле полутора сотен театральных эскизов. В числе авторов — Александр Родченко,Александра Экстер,Эль Лисицкий,Владимир Татлин. Предполагалось,что выставка будет работать до 25 января 2015-го,но публика приняла ее с таким интересом,что в музее подумывают о продлении гастролей.
Малевич на выставке представлен эскизами костюмов к футуристической опере«Победа над Солнцем», которая была поставлена в 1913-м и современникам запомнилась оглушительным скандалом: зрители не стеснялись выражать свое недоумение прямо во время представления. Но примечательна опера не этим и даже не новаторскими музыкой и сценарием(он был написан«заумью» — словами,которые формально на слова похожи,но об их смысле можно разве что догадываться), а костюмами Малевича и тем,что в декорациях этого спектакля впервые появился черный квадрат:
Кстати,в декабре 2013-го исполнилось 100 лет со дня премьеры оперы«Победа над Солнцем». К юбилею Русский музей и Московский театр музыки и драмы Стаса Намина реконструировали постановку,воспользовавшись эскизами Малевича — выглядело авангардно даже по нынешним временам.
Пока вокруг рушился мир — сначала революция,потом Первая мировая, — русские авангардисты создавали новый художественный язык,который в употреблении по сей день. Русский театр стал очагом авангардистских экспериментов: Малевич нащупывал тут супрематизм
Супрематизм – одно из самых влиятельных направлений абстрактного искусства ХХ века. Структура мироздания в супрематизме выражается в простых геометрических формах: прямой линии, прямоугольнике, круге, квадрате на светлом фоне, знаменующем бесконечность пространства. Идеи супрематизма, отсчёт которому положил знаменитый «Черный квадрат», нашли воплощение в архитектуре, сценографии, полиграфии, промышленном дизайне. Читать дальше
,а Татлин изобретал конструктивизм
Конструктивизм возник в России, в среде художников и архитекторов, активно приветствовавших революционные настроения, а впоследствии и саму пролетарскую революцию, как начало новой эпохи, призванной качественно изменить внутренний мир человека и окружающую его среду.
. Новаторы как будто знали,что до наступления соцреализма,до арестов,ссылок и вынужденных эмиграций у них слишком мало времени,а потому работали прямо-таки в режиме соцсоревнования,выдавая художественные открытия в промышленных масштабах.
Игнатий Нивинский. Эскиз тронного зала для спектакля «Принцессы Турандот» в постановке Евгения Вахтангова, 1922
Владимир Татлин. Эскиз костюмов лучников к опере «Жизнь за царя», 1913
Особенно впечатляет англичан количество женщин среди представленных на выставке авторов(Варвара Степанова,Любовь Попова,Александра Экстер) и костюм Аэлиты,сочиненный последней: одноименный фильм они прежде не видели,так что такой образ 90-летней давности кажется им фантастическим вдвойне. «Аэлиту» теперь крутят прямо на выставке.
В Лондоне представлен и знаменитый кинематографист Сергей Эйзенштейн,режиссер«Броненосца „Потемкина“» — с наброском театральной декорации к пьесе Шекспира«Макбет». Уже по этой его работе видно,как неравнодушен он к лестницам:
Британская выставка практически полностью составлена из экспонатов,предоставленных двумя российскими музеями — это Театральный музее им. А. А. Бахрушина(Москва) и Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства. Обмен организован в рамках Года культуры Великобритании и России. В ответ из Музея Виктории и Альберта в Бахрушинский музей приехали сразу две выставки: «Фотографируя Шекспира: 150 лет сценической фотосъёмки» и «За кулисами: актёры в фотографиях Саймона Аннанда».
Выставку русских авангардистов британцы разместили в красных залах: в этот бодрящий и волнующий цвет выкрашен даже пол. Удивительным образом красные стены сосредоточивают внимание зрителей на театральных эскизах. А это чаще всего рисунки на потрепанных бумажных листах очень скромного размера — шпаргалки,которые изменили все.
Режиссер Игорь Терентьев нанял для работы над спектаклем целую группу художников под руководством Павла Филонова. Они не просто создавали эскизы,но и вручную расписывали ткани для костюмов. Выходили перегруженные деталями наряды-символы. У Земляники на спине были еще и две ягоды изображены. Спектакль в этих костюмах сыграли всего пару раз: они были такими пестрыми,что плохо понимали происходящее не только зрители,но и сами актеры.
Эль Лисицкий. Костюмы спортсменов для оперы «Победа над Солнцем», 1923 (нереализованные)
Анатолий Петрицкий. Костюмы волейболистов для постановки Харьковского оперного театра, 1929
Главная иллюстрация в материале: Александр Хвостенко-Хвостов,эскиз к спектаклю«Мистерия-буфф» по пьесе Владимира Маяковского,который поставили в 1921 году в Харьковском героическом театре.