
Картины Энсора по-прежнему сбивают с толку, интригуют и не поддаются классификации, что делает их автора одной из особых фигур в искусстве на рубеже XX века.
Джеймс Энсор (1860 — 1949) родился в бельгийском прибрежном городе Остенде в семье англичанина и бельгийки. Его семья держала сувенирную лавку, которую он описал как «хаотичное нагромождение разных предметов, которые постоянно гоняли и сбрасывали бесчисленные кошки, оглушительно орущие попугаи и обезьяна…».
Именно из этой эксцентричной окружающей среды, а также ежегодных карнавалов в Остенде и археологических раскопок в округе позже возникла значительная часть художественных образов Энсора — масок, театральных костюмов и черепов. В 1908 году поэт Эмиль Верхарн назвал Энсора «художником масок».
Слева: Джеймс Энсор, «Автопортрет в шляпе с цветочками» (1883)
Выставка «Интрига: Джеймс Энсор» представляет весь спектр его работ, включая значимые картины, рисунки и гравюры, многие из которых появились в Великобритании впервые. Но три полотна выделяются особо. Первая — «Интрига» (1890, Королевский музей изящных искусств в Антверпене), где изображена пара молодожёнов в окружении фигур в зловещих масках. Вторая — мощный и загадочный натюрморт «Скат» (1892) из Королевского музея изящных искусств в Брюсселе. А третья — «Автопортрет в шляпе с цветочками» (1883) из Mu. Zee в Остенде. Это юмористическая отсылка к портрету «Свояченица Сусанна» (1622) кисти Питера Пауля Рубенса, хранящемуся в лондонской Национальной галерее.
Слева: Джеймс Энсор, цветная литография «Художник в окружении злых духов» (1898)