Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Королевская академия художеств в Лондоне представляет крупную выставку работ Джеймса Энсора — одного из самых известных художников-модернистов Бельгии,значительного предшественника экспрессионизма. Родительская сувенирная лавка и ежегодные карнавалы в Остенде сформировали его экстравагантное видение. «Интрига: Джеймс Энсор» — это около 70 работ художника из крупных бельгийских коллекций.
Это первая ретроспектива Джеймса Энсора в Великобритании за последние 20 лет.
Энсор был экстраординарным и очень одарённым рисовальщиком и живописцем. Его эклектичный визуальный язык основывался на множестве сюжетов — от традиционных до фантастических,а в работах изумительно сочетались поэтика сельской местности Бельгии со странными видениями воображаемых миров.
Картины Энсора по-прежнему сбивают с толку,интригуют и не поддаются классификации,что делает их автора одной из особых фигур в искусстве на рубеже XX века.
Джеймс Энсор(1860 — 1949) родился в бельгийском прибрежном городе Остенде в семье англичанина и бельгийки. Его семья держала сувенирную лавку,которую он описал как«хаотичное нагромождение разных предметов,которые постоянно гоняли и сбрасывали бесчисленные кошки,оглушительно орущие попугаи и обезьяна…».
Именно из этой эксцентричной окружающей среды,а также ежегодных карнавалов в Остенде и археологических раскопок в округе позже возникла значительная часть художественных образов Энсора — масок,театральных костюмов и черепов. В 1908 году поэт Эмиль Верхарн назвал Энсора«художником масок».
Слева: Джеймс Энсор,«Автопортрет в шляпе с цветочками»(1883)
Живописец писал: «Для меня маска означает следующее: свежесть цвета,экстравагантное украшение,щедрый дикий жест,грубое выражение,изысканное завихрение».
Во время обучения в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе Энсор был аутсайдером,выступавшим против традиций. Его стихией были салоны авангардных художников и интеллектуалов того времени — в этой среде он процветал. Воодушевлённый своими товарищами,в 1880 году Энсор вернулся в Остенде,где прожил до конца дней.
В 1883 году он стал одним из основателей группы прогрессивных художников под названием«Общество XX» или,проще,«Двадцатка»(Les Vingt). Но даже эта экстремально авангардная группа казалась Энсору слишком осторожной. Он всё больше изолировал себя от внешнего мира и на протяжении долгой карьеры сохранил приверженность собственному стилю.
В 1929 году — после первой крупной ретроспективы в Брюсселе, — художнику был пожалован титул барона. Он скончался 20 лет спустя,не дожив всего пяти месяцев до 90-летия.
Выставка«Интрига: Джеймс Энсор» представляет весь спектр его работ,включая значимые картины,рисунки и гравюры,многие из которых появились в Великобритании впервые. Но три полотна выделяются особо. Первая — «Интрига»(1890,Королевский музей изящных искусств в Антверпене), где изображена пара молодожёнов в окружении фигур в зловещих масках. Вторая — мощный и загадочный натюрморт«Скат»(1892) из Королевского музея изящных искусств в Брюсселе. А третья — «Автопортрет в шляпе с цветочками»(1883) из Mu. Zee в Остенде. Это юмористическая отсылка к портрету«Свояченица Сусанна»(1622) кисти Питера Пауля Рубенса,хранящемуся в лондонской Национальной галерее.
Слева: Джеймс Энсор,цветная литография«Художник в окружении злых духов»(1898)
Выставка«Интрига: Джеймс Энсор» в Королевской академии художеств продлится до 29 января 2017 года.