Sign up

Секреты полотен старого мастера раскрыли эксперты 400 лет спустя

  8 
Когда голландский художник Питер де Хох (1629 — 1684?) завершил картину «Женщина, взвешивающая золото», он поставил свою подпись на холсте в необычном месте. Почти 400 лет спустя зоркий консерватор заметил, что имя художника хитро вписано в раму открытого окна. Это одно из трёх интригующих открытий, сделанных экспертами, которые принимали участие в крупном исследовании под эгидой музея Принсенхоф в Делфте (Нидерланды). На другом полотне был найден отпечаток пальца мастера.
Выставка «Питер де Хох. Из тени Вермеера» — это первая в истории ретроспектива художника в его родных Нидерландах. В экспозицию вошло 30 произведений, относящихся к наиболее плодотворному периоду де мастера — 1650-м годам, когда в его жизни центральную роль играл город Дельфт. Подробнее о выставке читайте в нашем отдельном материале.
Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото

Питер де Хох, «Женщина, взвешивающая золото» (1664). Государственные музеи Берлина

Новые открытия были сделаны в ходе исследований, предваряющих выставку. Подпись на «Женщине, взвешивающей золото» (Государственные музеи Берлина) заметили консерватор Йоханнеке Верхаве и сокуратор Катя Кляйнерт, когда готовили картину для показа. Верхаве обнаружила фрагменты подписи «P.D. HOOCH» на оконной раме.

Анита Янсен, старший куратор музея Принсенхоф в Дельфе и сокуратор выставки, говорит: «Технические исследования, проведённые в последние два года, показали, что де Хох часто оставлял подпись на своих картинах на оконных рамах. Если вы в следующий раз наткнётесь на буквы именно в этом месте, это должно стать сигналом».

Картина Питера де Хоха «Женщина, взвешивающая золото» поразительно идентична «Женщине, держащей весы» Яна Вермеера, хотя и не несёт таких же явных религиозных отсылок. Оба художника, несомненно, знали друг друга. Параллели между их работами конца 1650-х годов очевидны, и у них одновременно произошли изменения в стиле. Долгое время предполагалось, что более утончённый Вермеер влиял на де Хоха, чьи мазки часто называли «неэлегантными», а человеческие фигуры сравнивали с деревянными куклами. Но датированные работы свидетельствуют, что именно де Хох вырвался вперёд и вёл за собой коллегу.

Второе открытие на картинах де Хоха, как и в случае с подписью, также было сделано консерватором перед выставкой. Криста Блессли из Королевской коллекции в Великобритании, готовя к отправке в Нидерланды сцену «Игроки в карты в солнечной комнате», обнаружила отпечаток
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
пальца, явно принадлежащий мастеру.
Картина, принадлежащая королеве Елизавете II, изображает картёжников в разгаре игры в залитой солнечным светом комнате. Отпечаток
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
большого пальца найден на кафельных плитках пола. Скорее всего, как считает Анита Янсен, его оставил сам художник, когда снимал недавно законченный холст с мольберта. Вряд ли кто-то другой мог притронуться к ещё не до конца высохшей работе.

Третье открытие — мачты кораблей под поверхностью «Голландского двора» — было сделано после инфракрасного сканирования в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Эти мачты находятся в верхнем левом углу холста, словно суда «плавают» в небе. Художник изобразил оснастку выдуманных кораблей — слишком больших для того, чтобы войти в город в период написания картины. Скорее всего, де Хох либо переработал изначальную композицию, либо — что вероятнее — написал новую работу на уже использованном холсте.
Музейный показ картин Питера де Хоха в Принсенхофе оказался очень успешным: с момента начала работы в октябре 2019 года выставку увидели уже 30 тысяч человек. Она наверняка превзойдёт по посещаемости экспозицию «Вермеер возвращается домой», которая проходила в 2016 году. Это вполне в духе конкуренции между художниками, ведь когда-то де Хох был популярнее Вермеера, и подпись первого ставили на картины второго, чтобы поднять их стоимость.

Выставка «Питер де Хох. Из тени Вермеера» в Музее Принсенхоф продлится до 16 февраля 2020 года.

По материалам artnet. News
  8 
Artists mentioned in the article
 Comments
To post comments log in or sign up.