Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Пока арт-критики думали,что стареющий Уильям Тёрнер сходит с ума,он — в середине XIX века! — изобретал даже не импрессионизм,праотцом которого его считают,а всю современную живопись. До 25 января в Лондоне,в галерее«Тейт» открыта выставка«Поздний Тёрнер: освобожденная живопись», собравшая более 150 работ художника,созданных им в последние 15 лет жизни. Здесь не только написанные маслом картины,но и многочисленные акварели,в том числе эскизы,в которых Тёрнер виртуозно и молниеносно фиксирует стихийные спецэффекты — от морских бурь до городских пожаров.
Публика и критика в восторге. Тёрнер — классик. Но всякий раз,глядя на его работы,особенно поздние,удивляешься. В восторженных рецензиях на выставку Тёрнера называют«учителем» Марка Ротко и Джексона Поллока: это он,за сотню лет до них,освободил живопись от необходимости подражать реальности и копировать ее. Говорят,выйдя с выставки,нужно дать своим глазам время,чтобы после светящегося мира Тёрнера они снова привыкли к нашему,который в сравнении с тёрнеровским выглядит так,будто у вас катаракта.
Создавая свои поздние полотна,Тёрнер ни в коей мере не рассчитывал на то,что их сразу поймут. Когда Рёскин сказал ему,что«худшее в его картинах то,что на них нельзя наглядеться», он ответил: «Это часть их достоинства». ПИТЕР АКРОЙД,в книге«Тёрнер»
Религиозным человеком Тёрнер не был. Во всяком случае,в церкви в сознательном возрасте встретить его было невозможно. Между тем,верующим он был. Существует легенда,что его последними словами перед смертью были: «Солнце — вот Бог». Он считал свет божественной силой,и именно таким выглядит он на его картинах. Но не только солнце интересовало его как источник света. Так же,как к закатам и восходам,Тёрнер был неравнодушен к пожарам. Едва в Лондоне что-то загоралось — он мчался туда со своим альбомом для зарисовок. Многочисленные акварельные наброски случившегося в Тауэре в 1841 году пожара,представлены на выставке в «Тейт»:
Привозил акварели Тёрнер и из своих путешествий по Европе. Арт-критик Рёскин,сумевший оценить талант Тёрнера при жизни художника,лучшими его акварелями считал швейцарские:
Импрессионист,сюрреалист,абстракционист… Человек,который изменил всё. Кем только не называют Тёрнера. А еще он мог бы быть дизайнером тканей. Или ювелирных украшений. Во всяком случае,сувенирная продукция,которую припасли в «Тейт» к выставке,на такие мысли наталкивает. Даже шоколадное печенье выглядит аппетитнее,«упакованное» в пейзажи Уильяма Тёрнера!
Выставка позднего Тёрнера в «Тейт» посвящена последним 15-ти годам в его карьере(с 60-ти до 76-ти лет): обескуражил современников и совершил переворот в искусстве он,выходит,стариком.
А прогремевший в этом году на Каннском кинофестивале фильм Майка Ли «Мистер Тёрнер» рассказывает о последних 25-ти годах в жизни художника(и о том,что человек,божественно писавший солнце,в жизни был отнюдь не солнечным,скорее — невыносимым,грубым и простоватым).
В широкий прокат лента выйдет в октябре — и ее презентация пройдет в рамках выставки. Еще бы! Ведь в фильме показана история создания многих шедевров,представленных в экспозиции. Например,картины«Дождь,пар и скорость»(1844) — уникального эксперимента художника по созданию воздушной среды,пропитанной светом.
«Тёрнер в своих абстрактных работах выражал уверенность,что зритель сможет составить по ним свое собственное повествование. Это очень радикальный ход,и это о доверии. Сегодня же,если вы посмотрите в музеях по всему миру,идея доверия настолько недооценена. Заведения часто относятся к зрителям так,будто они были слепы," - это слова современного датско-исландского художника Олафура Элиассона,чье творчество вдохновлено Тёрнером и светом,исходящим от его полотен,туманами,которыми они дышат. Самый известный проект Элиассона называется«The Weather Project»(на фото слева) — он эскпонировался в «Тейт» 10 лет назад,тогда в залах галереи светило искусственное солнце и висел в воздухе специально сгенерированный для«погодной» инсталляции туман.
Теперь же,параллельно с выставкой поздних работ Тёрнера,в «Тейт» показывают новый проект Олафура Элиассона — «Цветовые эксперименты Тёрнера».
Элиассон тщательно изучил несколько картин своего любимого художника — непревзойденного,по его словам,в изображении эфемерного и атмосферного — и сделал свето-цветовой экстракт каждой. Элиассоновкие ремейки полотен Тёрнера представляют собой диски,похожие на музыкальные: на них«записаны» свет и цвет картин Тёрнера.
Впрочем,кое-что изменилось. Тернера больше не считают сумасшедшим. И,глядя на его картины,не крутят пальцем у виска,а лишь прикрывают ладонью собственные глаза: и полтора века спустя его картины ослепительны. Взгляните,например,на эту — «Визит к могиле»(1850): Дидона и Эней в сопровождении купидона посещают могилу мужа Дидоны — она надеется,что память о покойном усмирит ее роковую страсть к Энею. Но кто же главное действующее лицо в этой истории? Солнце! Тёрнер выставлял эту картину,сопроводив ее строкой из собственной поэмы: «Солнце зашло в гневе от такого обмана».