войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Живопись из огня и тумана: выставка поздних работ Уильяма Тёрнера в Tate Britain

Пока арт-критики думали, что стареющий Уильям Тёрнер сходит с ума, он — в середине XIX века! — изобретал даже не импрессионизм, праотцом которого его считают, а всю современную живопись. До 25 января в Лондоне, в галерее «Тейт» открыта выставка «Поздний Тёрнер: освобожденная живопись», собравшая более 150 работ художника, созданных им в последние 15 лет жизни. Здесь не только написанные маслом картины, но и многочисленные акварели, в том числе эскизы, в которых Тёрнер виртуозно и молниеносно фиксирует стихийные спецэффекты — от морских бурь до городских пожаров.
Живопись из огня и тумана: выставка поздних работ Уильяма Тёрнера в Tate Britain
Публика и критика в восторге. Тёрнер — классик. Но всякий раз, глядя на его работы, особенно поздние, удивляешься. В восторженных рецензиях на выставку Тёрнера называют «учителем» Марка Ротко и Джексона Поллока: это он, за сотню лет до них, освободил живопись от необходимости подражать реальности и копировать ее. Говорят, выйдя с выставки, нужно дать своим глазам время, чтобы после светящегося мира Тёрнера они снова привыкли к нашему, который в сравнении с тёрнеровским выглядит так, будто у вас катаракта.
Живопись из огня и тумана: выставка поздних работ Уильяма Тёрнера в Tate Britain
Создавая свои поздние полотна, Тёрнер ни в коей мере не рассчитывал на то, что их сразу поймут. Когда Рёскин сказал ему, что «худшее в его картинах то, что на них нельзя наглядеться», он ответил: «Это часть их достоинства».
ПИТЕР АКРОЙД, в книге «Тёрнер»
Религиозным человеком Тёрнер не был. Во всяком случае, в церкви в сознательном возрасте встретить его было невозможно. Между тем, верующим он был. Существует легенда, что его последними словами перед смертью были: «Солнце — вот Бог». Он считал свет божественной силой, и именно таким выглядит он на его картинах. Но не только солнце интересовало его как источник света. Так же, как к закатам и восходам, Тёрнер был неравнодушен к пожарам. Едва в Лондоне что-то загоралось — он мчался туда со своим альбомом для зарисовок. Многочисленные акварельные наброски случившегося в Тауэре в 1841 году пожара, представлены на выставке в «Тейт»:
Живопись из огня и тумана: выставка поздних работ Уильяма Тёрнера в Tate Britain
Привозил акварели Тёрнер и из своих путешествий по Европе. Арт-критик Рёскин, сумевший оценить талант Тёрнера при жизни художника, лучшими его акварелями считал швейцарские:
  • Уильям Тёрнер. «Гольдау» (акварель, графит).
  • Уильям Тёрнер. «Голубая Риги. Восход» (акварель).
Импрессионист, сюрреалист, абстракционист… Человек, который изменил всё. Кем только не называют Тёрнера. А еще он мог бы быть дизайнером тканей. Или ювелирных украшений. Во всяком случае, сувенирная продукция, которую припасли в «Тейт» к выставке, на такие мысли наталкивает. Даже шоколадное печенье выглядит аппетитнее, «упакованное» в пейзажи Уильяма Тёрнера!
Живопись из огня и тумана: выставка поздних работ Уильяма Тёрнера в Tate Britain
Живопись из огня и тумана: выставка поздних работ Уильяма Тёрнера в Tate Britain
Живопись из огня и тумана: выставка поздних работ Уильяма Тёрнера в Tate Britain
Живопись из огня и тумана: выставка поздних работ Уильяма Тёрнера в Tate Britain
Живопись из огня и тумана: выставка поздних работ Уильяма Тёрнера в Tate Britain
Выставка позднего Тёрнера в «Тейт» посвящена последним 15-ти годам в его карьере (с 60-ти до 76-ти лет): обескуражил современников и совершил переворот в искусстве он, выходит, стариком.
А прогремевший в этом году на Каннском кинофестивале фильм Майка Ли «Мистер Тёрнер» рассказывает о п

А прогремевший в этом году на Каннском кинофестивале фильм Майка Ли «Мистер Тёрнер» рассказывает о последних 25-ти годах в жизни художника (и о том, что человек, божественно писавший солнце, в жизни был отнюдь не солнечным, скорее — невыносимым, грубым и простоватым).

В широкий прокат лента выйдет в октябре — и ее презентация пройдет в рамках выставки. Еще бы! Ведь в фильме показана история создания многих шедевров, представленных в экспозиции. Например, картины «Дождь, пар и скорость» (1844) — уникального эксперимента художника по созданию воздушной среды, пропитанной светом.
Живопись из огня и тумана: выставка поздних работ Уильяма Тёрнера в Tate Britain
«Тёрнер в своих абстрактных работах выражал уверенность, что зритель сможет составить по ним свое со

«Тёрнер в своих абстрактных работах выражал уверенность, что зритель сможет составить по ним свое собственное повествование. Это очень радикальный ход, и это о доверии. Сегодня же, если вы посмотрите в музеях по всему миру, идея доверия настолько недооценена. Заведения часто относятся к зрителям так, будто они были слепы," - это слова современного датско-исландского художника Олафура Элиассона, чье творчество вдохновлено Тёрнером и светом, исходящим от его полотен, туманами, которыми они дышат. Самый известный проект Элиассона называется «The Weather Project» (на фото слева) — он эскпонировался в «Тейт» 10 лет назад, тогда в залах галереи светило искусственное солнце и висел в воздухе специально сгенерированный для «погодной» инсталляции туман.

Теперь же, параллельно с выставкой поздних работ Тёрнера, в «Тейт» показывают новый проект Олафура Элиассона — «Цветовые эксперименты Тёрнера».
Элиассон тщательно изучил несколько картин своего любимого художника — непревзойденного, по его слов

Элиассон тщательно изучил несколько картин своего любимого художника — непревзойденного, по его словам, в изображении эфемерного и атмосферного — и сделал свето-цветовой экстракт каждой. Элиассоновкие ремейки полотен Тёрнера представляют собой диски, похожие на музыкальные: на них «записаны» свет и цвет картин Тёрнера.

По части влияния на художников из будущего с Уильямом Тёрнером может сравниться разве что Эль Греко, еще один мастер, предвосхитивший и вдохновивший модернизм. Что касается титула самого любимого и знаменитого британского художника — тут с Тёрнером может соперничать только Джон Констебл, чья масштабная выставка параллельно проходит в Музее Виктории и Альберта. В XIX веке Тёрнер и Констебл конкурировали за внимание публики и обменивались колкостями на выставках в Академии художеств. С тех пор ничего не изменилось. Мы снова затаили дыхание и ждем: кто же в этот раз соберет больше ахов и охов?

Впрочем, кое-что изменилось. Тернера больше не считают сумасшедшим. И, глядя на его картины, не крутят пальцем у виска, а лишь прикрывают ладонью собственные глаза: и полтора века спустя его картины ослепительны. Взгляните, например, на эту — «Визит к могиле» (1850): Дидона и Эней в сопровождении купидона посещают могилу мужа Дидоны — она надеется, что память о покойном усмирит ее роковую страсть к Энею. Но кто же главное действующее лицо в этой истории? Солнце! Тёрнер выставлял эту картину, сопроводив ее строкой из собственной поэмы: «Солнце зашло в гневе от такого обмана».
Живопись из огня и тумана: выставка поздних работ Уильяма Тёрнера в Tate Britain