Картина с изображением пары скумбрий, ранее объявленная подделкой, теперь может быть признана подлинным произведением Винсента ван Гога. «Натюрморт со скумбрией и помидорами» входит в коллекцию Оскара Рейнхарта, выставленную в городе Винтертур, недалеко от Цюриха.
Картина долгое время приписывалась Ван Гогу, но была понижена в статусе в 2003 году. Немецкий специалист по творчеству постимпрессиониста Роланд Дорн заявил, что мазок и, главное, сочетание цветов — особенно холодного белого и ледяного бирюзового у рыб с красным цветом помидоров — нетипичны для художника. Эксперт назвал полотно «настоящей подделкой» и после этого коллекция Рейнхарта маркирует его как «ранее приписанное Ван Гогу».
Новость о возможной переатрибуции сообщило издание The Art Newspaper, сославшись на каталог выставки натюрмортов Ван Гога в Музее Барберини в Потсдаме (открыта до 2 февраля 2020 года). Несмотря на то, что эта картина не представлена в показе, она включена в приложение с перечислением всех натюрмортов художника.
Искусствовед Оливер Тостман из Художественного музея Уодсворт Атенеум в Хартфорде (штат Коннектикут) в своём эссе для каталога указал, что недавно подлинниками были признаны два натюрморта Ван Гога, ранее пониженные в статусе. «Ваза с красными маками» в Уодсворт Атенеум и «Натюрморт с полевыми цветами и розами» в музее Крёллера-Мюллера в Оттерло теперь считаются оригинальными работами, которые художник написал в Париже в 1886−87 годах.
Новость о возможной переатрибуции сообщило издание The Art Newspaper, сославшись на каталог выставки натюрмортов Ван Гога в Музее Барберини в Потсдаме (открыта до 2 февраля 2020 года). Несмотря на то, что эта картина не представлена в показе, она включена в приложение с перечислением всех натюрмортов художника.
Искусствовед Оливер Тостман из Художественного музея Уодсворт Атенеум в Хартфорде (штат Коннектикут) в своём эссе для каталога указал, что недавно подлинниками были признаны два натюрморта Ван Гога, ранее пониженные в статусе. «Ваза с красными маками» в Уодсворт Атенеум и «Натюрморт с полевыми цветами и розами» в музее Крёллера-Мюллера в Оттерло теперь считаются оригинальными работами, которые художник написал в Париже в 1886−87 годах.
Ваза с красными маками
1886, 56×46.5 см
В своём эссе Тостман комментирует: «С учётом недавней повторной атрибуции картин из Оттерло и Хартфорда, возможно, пришло время подумать о приписывании Ван Гогу натюрморта из Винтертура [Рейнхарта]". Если полотно подлинное, то оно датируется, вероятно, 1886 годом.
Еще один аргумент в пользу подлинности подписанного «Натюрморта со скумбриями и помидорами» — его провенанс. В 1899 году он был «прописан» у парижского дилера Амбруаза Воллара. Это было всего через девять лет после смерти Ван Гога — слишком рано для возникновения подделок, поскольку его работы ещё не стоили больших денег.
Еще один аргумент в пользу подлинности подписанного «Натюрморта со скумбриями и помидорами» — его провенанс. В 1899 году он был «прописан» у парижского дилера Амбруаза Воллара. Это было всего через девять лет после смерти Ван Гога — слишком рано для возникновения подделок, поскольку его работы ещё не стоили больших денег.
«Натюрморт
со скумбриями и помидорами» в 1919 году купил коллекционер Оскар Рейнхарт из Винтертура. Его семья разбогатела на торговле хлопком и кофе. После смерти владельца в 1965 году коллекция перешла по завещанию швейцарскому государству и была открыта для посетителей на его вилле Am Römerholz.
Директор коллекции Керстин Рихтер заявила, что её «заинтересовала» переатрибуция цветочных натюрмортов в Оттерло и Хартфорде и она «внимательно следит за ходом дискуссий». Очевидным следующим шагом в отношении «Натюрморта со скумбрией и помидорами» должна стать его передача специалистам в музее Ван Гога в Амстердаме, чьё мнение станет определяющим.
Директор коллекции Керстин Рихтер заявила, что её «заинтересовала» переатрибуция цветочных натюрмортов в Оттерло и Хартфорде и она «внимательно следит за ходом дискуссий». Очевидным следующим шагом в отношении «Натюрморта со скумбрией и помидорами» должна стать его передача специалистам в музее Ван Гога в Амстердаме, чьё мнение станет определяющим.
Натюрморт с полевыми цветами и розами
1887, 104.1×78.7 см
Не вызывает сомнений то, что Винсенту нравились переливающиеся цвета скумбрии. Во время своего визита в рыбацкую деревню Ле-Сент-Мари-де-ла-Мер в июне 1888 года он с большим волнением написал своему брату Тео о море: «Цвет у Средиземного моря как у скумбрии, другими словами, меняющийся — ты не всегда знаешь, зелёный он или фиолетовый, ты не всегда уверен, что он синий — потому что через секунду его мерцающее отражение приобретает розовый или серый оттенок».
По материалам The Art Newspaper