Ещё недавно некоторые эксперты называли подделкой «под Ван Гога» полотно «Натюрморт
с фруктами и каштанами» из коллекции Музеев изобразительных искусств Сан-Франциско. Однако современные технологии позволили определить, что картину написал сам художник осенью 1886 года в Париже.
На полотне изображены две груши и яблоко, лежащие на горсти каштанов — это указание на то, что композиция создана осенью. На оборотной стороне есть слова «Nature mort, peint par Vincent van Gogh» («Натюрморт, написанный Винсентом Ван Гогом», фр.). Картина была подарена Музеям изобразительных искусств Сан-Франциско в 1960 году. Тогда считалось, что Ван Гог написал её в Нуэнене в 1884-м, хотя палитра была необычной для этого периода. Это вызывало подозрения, поэтому работу не включили ни в постоянную экспозицию, ни в два стандартных каталога, вышедших в 1970-м и 1996 годах. Тем не менее, её несколько раз одалживали для выставок в различных учреждениях, где её авторство указывалось с пометкой «возможно».
«Автопортрет в тёмной фетровой шляпе у мольберта» Винсент ван Гог написал той же осенью 1886 года, что и «Натюрморт с фруктами и каштанами». Сейчас картина хранится в музее художника в Амстердаме
Теперь же эксперты музея Ван Гога в Амстердаме признали полотно подлинным. Они определили, что холст и краски соответствуют работам художника, которые он сделал в Париже в период с октября по декабрь 1886 года. Натюрморт
демонстрирует эксперименты Винсента с методами, почёрпнутыми при изучении фламандских старых мастеров, а также импрессионистов.
Был отслежен и провенанс произведения. В описи 1890 года, сделанной вскоре после смерти Ван Гога, есть упоминание «груш и каштанов» с добавлением слова «Бернард». Предполагается, что это отсылка к другу художника Эмилю Бернарду, чья мать продала работу с таким же названием и размерами, что и картина из Сан-Франциско, парижскому дилеру Амбруазу Воллару в 1899 году. Коллекционеры, которые подарили картину Музеям, приобрели её в 1922-м, а в 1930-х эмигрировали из Германии в США.
Был отслежен и провенанс произведения. В описи 1890 года, сделанной вскоре после смерти Ван Гога, есть упоминание «груш и каштанов» с добавлением слова «Бернард». Предполагается, что это отсылка к другу художника Эмилю Бернарду, чья мать продала работу с таким же названием и размерами, что и картина из Сан-Франциско, парижскому дилеру Амбруазу Воллару в 1899 году. Коллекционеры, которые подарили картину Музеям, приобрели её в 1922-м, а в 1930-х эмигрировали из Германии в США.
Музей в Амстердаме также сделал ещё одно важное открытие: инфракрасная рефлектография показала, что художник использовал холст повторно. Первоначально Ван Гог писал на нём портрет
женщины в шарфе, и, вероятно, сделал это, когда находился в Антверпене — за несколько месяцев до приезда в Париж. Во французской столице он постоянно испытывал нехватку денег, а потому иногда рисовал поверх более ранних работ.
«Приют на Монмартре» (1886) до сих пор был единственной живописной работой Винсента ван Гога в экспозиции Музеев изобразительных искусств Сан-Франциско
«Натюрморт
с фруктами и каштанами» — теперь уже в новом статусе — будет передан в аренду Штеделевскому художественному институту во Франкфурте, где с 23 октября по 16 февраля 2020 года планируется выставка «Становление Ван Гога. Немецкая история любви». Показ будет посвящён работам голландского постимпрессиониста, которые покупали коллекционеры из Германии в то время, когда слава художника только начинала расти.
По материалам The Art Newspaper