Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
John Constable is a famous English painter. Кто из нас не изрекал эту аксиому на уроке английского,классе эдак в пятом? Пришло время узнать,как он дошел о жизни такой. С 20 сентября по 11 января в Лондоне,в Музее Виктории и Альберта будет проходить выставка«Джон Констебл: Становление мастера» — подробнейшее исследование творчества знаменитого пейзажиста и,действительно,самого известного английского художника(если,конечно,не считать Уильяма Тернера,чья выставка тоже открылась на днях,и тоже в Лондоне — репортеры вооружились линейками: к кому же очереди окажутся длиннее?).
Эта выставка — не просто парад всенародно любимых шедевров. Но подробный рассказ о том,как Констебл набирался опыта,у кого учился,как вырабатывал собственный стиль и писал отдельные картины.
1. Эскизы. Констебл делал их на открытом воздухе,маслом. Позже работа на пленэре станет«фишкой» импрессионистов,но и пейзажист-романтик дотошно исследовал и фиксировал атмосферные явления и переменчивость природы. Вот один из эскизов: Констебл изучает поведение перистых облаков.
На выставке немало эскизов Констебла: он писал их часто и с разными целями. Кроме зарисовок на воздухе,были их переработки в мастерской. Или маленькие,«кабинетных» размеров версии пленэрных этюдов — Констебл даже выставлял их на продажу. А еще были полноразмерные эскизы будущих шедевров — такие изготавливались и даже заключались в рамы при подготовке знаковых вещей,например,перед выставками в Академии художеств. Слева — эскиз ствола вяза.
2. Находка. Иногда эскизы Констебл писал с двух сторон холста. Во время подготовки к выставке эксперты Музея Виктории и Альберта нашли на обратной стороне пейзажа«Пруд Бранч-Хилл в Хэмпстеде» ранее неизвестный набросок с огромными облаками и крошечными деревьями.
«Пруд Бранч-Хилл в Хэмпстеде. Набросок»
Эскиз, найденный на обратной стороне «Пруда…».
3. Учителя.Рейсдал, Рубенс, Клод Лоррен… В начале пути Констебл копировал великих,изучая таким образом технику живописи и основы композиции. К тому же,копии старых мастеров неплохо продавались. Лучшие образцы чужой живописи он всегда держал при себе: Констебл и умер в комнате,стены которой были увешаны картинами и гравюрами из его коллекции. Так,на выставке будет представлен офорт
Первые известные травлёные доски датированы началом XVI века. Офорт (от фр. eau-forte, «крепкая вода» — азотная кислота) – основная техника в этом виде станковой графики глубокой печати, при которой изображение на поверхности металлической пластины протравливается кислотой. С технологической точки зрения офорт противоположен резцовой гравюре.
«Констебл использует чужие картины как образцы на протяжении всей своей карьеры — в качестве учебных пособий,для вдохновения и для раззадоривания собственных амбиций», — Эдриан Сирл,арт-критик The Guardian.
Питер Пауль Рубенс. Пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
в лунном свете, 1635-40
Джон Констебл. Лунный пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
с церковью, 1796.
4. «Телега для сена».Самая знаменитая и узнаваемая картина Констебла. На выставке будет представлен и ее окончательный вариант(хранящийся в Национальной галере), и полноразмерный эскиз,принадлежащий сейчас Музею Виктории и Альберта. Картина писалась для выставки в Академии художеств и имела огромный успех. Впрочем,старался Констебл не только из-за признания: накануне он женился и растущее семейство требовало роста доходов от своего главы.
Кстати,летом 2013-го это полотно серьезно пострадало. 57-летний Пол Мэннинг приклеил на шедевр фото своего сына: к безумному поступку его подтолкнул тяжелый бракоразводный процесс,в ходе которого бывшая жена потребовала единоличной опеки над ребенком. К счастью,картина в процессе не пострадала.
5. «Стоунхендж».«Таинственный памятник Стоунхендж,возвышающийся над голой,безграничной пустошью; памятник,которого мало коснулись события как прошлого,так и настоящего; памятник,который перенесет вас через все исторические события в неизвестный,загадочный период», — с таким авторским комментарием впервые выставил эту свою работу Констебл. Эксперты теперь называют ее одной из величайших акварелей,а новички легко могут подумать,что написал камни и радугу кто-то гораздо современнее Констебла — например,Сальвадор Дали.
6. Соперники. Констебл и Тернер соревнуются друг с другом не только сейчас,во время параллельных лондонских выставок — так было и в жизни. И этот момент отражен в фильме«Мистер Тернер», который в конце года появится в широком прокате,а весной уже завоевал приз на Каннском кинофестивале.
7. Модный Констебл. В магазине музея во время выставки можно приобрести шелковый галстук с репродукцией акварели Коснтебла. А также сумку,шарф и даже игральные карты,украшенные его пейзажами.
8. Констебл учит фотографов. На базе выставки пройдет практический семинар для фотографов: они будут учиться снимать пейзажи в его стиле.
9. Билет на выставку Констебла стоит 14 фунтов стерлингов.
10. Родина. Главная иллюстрация в материале — представленный на выставке«Вид на собор в Солсбери из епископского сада», 1823. На картине Констебл запечатлел Саффолк,откуда он был родом. Этому графству посвящены лучшие работы художника.