• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Выставка к 170-летию Репина в Самаре: другие «Бурлаки», ажиотаж вокруг Гоголя и именитые ученики художника

Мне нравится7  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Репин посетил Самару и ее окрестности дважды — в начале 1870-х. Искал выразительные волжские типы, чтобы написать своих «Бурлаков». Теперь современные волжские типы, со смартфонами и планшетами, толпятся в выставочных залах Самарского областного художественного музея, чтобы рассмотреть работы Репина и его учеников — от Фешина до Кустодиева — и сделать селфи на фоне шедевров: здесь до конца ноября проходит посвященная 170-летию художника выставка «Репин: вовлеченный свидетель». Экспозиция получилась внушительная: только Третьяковская галерея откомандировала в Самару 15 репинских работ из своего собрания, масса интересных вещей есть и в коллекции местного музея.
Интерес к выставке не удивителен. Репин в русском изобразительном искусстве — такое же «наше все», как Пушкин в литературе. Абсолютная величина, чье величие не требует разъяснений и доказательств.

«А работать кто будет, Пушкин?» — осадит начальник засидевшегося в соцсетях работничка. «Картина Репина: Не ждали», — прокомментирует тот в курилке коварство подкравшегося незаметно босса. А коллеги поддержат: «Уж и на Фейсбук отвлечься нельзя! Мы ему тут не бурлаки на Волге».
Илья Ефимович Репин. Бурлаки на Волге
Бурлаки на Волге
Илья Ефимович Репин
1873, 131×281 см
Хрестоматийных «Бурлаков» Государственный Русский музей на гастроли в Самару не отпустил (впрочем, они уже навещали родные края 10 лет назад). Зато в этот раз в экспозиции оказались наброски к знаменитой картине из собрания Третьяковки, в том числе крошечный композиционный эскиз — «Бурлаки на Волге» размером с коробку от конфет. Кроме того, в Самару из Третьяковской галереи приехал вариант культового полотна, созданный Репиным за год до окончательного завершения «Бурлаков на Волге» (кстати, скульптурную второй картины уже 11 сентября установят на набережной в Самаре).

В присутствующей на выставке версии бурлаки идут прямо на зрителя, отчего картина похожа на барельеф:
Илья Ефимович Репин. Бурлаки, идущие вброд.  Вариант картины "Бурлаки на Волге"
Бурлаки, идущие вброд. Вариант картины "Бурлаки на Волге"
Илья Ефимович Репин
1872, 62.5×98.7 см

В письмах Репина сохранились любопытные воспоминания о его пребывании в Самаре и окрестных селах (к слову, в селе Ширяево, где художник обитал во время первого визита, теперь — его дом-музей). Охочий до правды жизни, Репин делала эскизы всех и вся, но местные к столичному художнику относились с опаской. Эскиз группы детишек и вовсе стал причиной скандала. Художник дал своим юным моделям по пятачку — за то, что вели себя смирно во время сессии, но их матери нашли это какой-то бесовщиной и потребовали вернуть деньги сомнительному типу. Подоспевшим на подмогу мужикам пришлось показывать документ — с печатью Императорской Академии Художеств. Упоминание царя народ поначалу успокоило. Но читать никто из них не мог, вскоре происшествие обросло слухами — и «Императорскую печать» волжане стали называть «Антихристовой печатью». В общем, только бурлаки, которым сам черт не страшен, осмеливались после этого позировать Репину. Да и те, взяв у него гонорар, немедленно крестили монеты: боялись, что иначе в их руках они превратятся в черепки.

Но усилия того стоили. Современники художника приняли «Бурлаков на Волге» с восторгом, картину эту сравнивали с сочным реализмом Гоголя. Присутствует Гоголь и на самарской выставке. Притом картина с ним пользуется наибольшим вниманием у посетителей. Еще бы, с таким-то сюжетом! И названием — «Самосожжение Гоголя». Речь тут о предании огню второго тома «Мертвых душ». Взгляд у писателя-перфекциониста при этом такой безумный, что уже благодаря ему на выставке незримо присутствует и другой хит Репина — «Иван Грозный убивает своего сына».
Мы рассказывали недавно, что вошедший в историю как величайших художник-реалист Репин экспериментировал и с импрессионизмом. На выставке в Самаре есть очень эффектная работа, подтверждающая этот тезис. По-репински драматичная и ужасно красивая при этом, пусть красоты в чистом виде сам художник и опасался:
Илья Ефимович Репин. Бельгийский король Альберт в момент взрыва плотины в 1914 году
Бельгийский король Альберт в момент взрыва плотины в 1914 году
Илья Ефимович Репин
1914, 144×246 см
«Я не могу заниматься непосредственным творчеством, делать из своих картин ковры, ласкающие глаз… Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворять мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст», — ИЛЬЯ РЕПИН.
Позолоченный театральными люстрами воздух, расплывчатые контуры восхищенных зрителей и самого главного героя — ростовой портрет композитора и дирижера Антона Рубинштейна также выполнен Репиным в импрессионистской манере.

И король Альберт, и дирижер Рубинштейн постоянно обитают в музее Самары, куда после революции попали из собрания живописи купеческой семьи Шихобаловых (свое состояние они сколотили на торговле хлебом и зерном, но и зрелищ не были чужды).
Илья Ефимович Репин. Портрет поэта А. А. Фета
О том, что Репин был величайшим психологом и портретистом, посетителям выставки рассказывает глядящий на них с портрета мастера Афанасий Фет.

Смотришь на него и вспоминаешь комплимент, сказанный в адрес Репина другим литературным гением, Львом Толстым: «Мастерство такое, что не видать мастерства!»
Как у всякого большого и требовательного (прежде всего — к себе) мастера, у Репина была масса учеников. Среди них — такие громкие имена, как Валентин Серов, Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Николай Фешин, Николай Богданов-Бельский: их работы также вошли в посвященную репинскому юбилею выставку.

Так, рядом оказались две монахини — в исполнении Репина и Кустодиева. Отличная иллюстрация учительского таланта Репина: у ученика — свой собственный художественный язык и узнаваемый стиль.
  • Борис Кустодиев. Монахиня.
  • Илья Репин. Монахиня.
Все работы учеников Репина на выставке — из коллекции Самарского художественного музея:
Борис Михайлович Кустодиев. Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой
Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой
Борис Михайлович Кустодиев
1907, 80×100 см
Николай Иванович Фешин. Женский портрет
  • Николай Богданов-Бельский, "Дети на уроке".
  • Николай Фешин, "Женский портрет".

Фото с выставки в Самаре: artmus.ru, drugoigorod.ru
Автор: Наталья Кандаурова
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится7  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: