войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Выставка к 170-летию Репина в Самаре: другие «Бурлаки», ажиотаж вокруг Гоголя и именитые ученики художника

Репин посетил Самару и ее окрестности дважды — в начале 1870-х. Искал выразительные волжские типы, чтобы написать своих «Бурлаков». Теперь современные волжские типы, со смартфонами и планшетами, толпятся в выставочных залах Самарского областного художественного музея, чтобы рассмотреть работы Репина и его учеников — от Фешина до Кустодиева — и сделать селфи на фоне шедевров: здесь до конца ноября проходит посвященная 170-летию художника выставка «Репин: вовлеченный свидетель». Экспозиция получилась внушительная: только Третьяковская галерея откомандировала в Самару 15 репинских работ из своего собрания, масса интересных вещей есть и в коллекции местного музея.
Выставка к 170-летию Репина в Самаре: другие «Бурлаки», ажиотаж вокруг Гоголя и именитые ученики художника
Выставка к 170-летию Репина в Самаре: другие «Бурлаки», ажиотаж вокруг Гоголя и именитые ученики художника
Интерес к выставке не удивителен. Репин в русском изобразительном искусстве — такое же «наше все», как Пушкин в литературе. Абсолютная величина, чье величие не требует разъяснений и доказательств.

«А работать кто будет, Пушкин?» — осадит начальник засидевшегося в соцсетях работничка. «Картина Репина: Не ждали», — прокомментирует тот в курилке коварство подкравшегося незаметно босса. А коллеги поддержат: «Уж и на Фейсбук отвлечься нельзя! Мы ему тут не бурлаки на Волге».
Хрестоматийных «Бурлаков» Государственный Русский музей на гастроли в Самару не отпустил (впрочем, они уже навещали родные края 10 лет назад). Зато в этот раз в экспозиции оказались наброски к знаменитой картине из собрания Третьяковки, в том числе крошечный композиционный эскиз — «Бурлаки на Волге» размером с коробку от конфет. Кроме того, в Самару из Третьяковской галереи приехал вариант культового полотна, созданный Репиным за год до окончательного завершения «Бурлаков на Волге» (кстати, скульптурную второй картины уже 11 сентября установят на набережной в Самаре).

В присутствующей на выставке версии бурлаки идут прямо на зрителя, отчего картина похожа на барельеф:

В письмах Репина сохранились любопытные воспоминания о его пребывании в Самаре и окрестных селах (к слову, в селе Ширяево, где художник обитал во время первого визита, теперь — его дом-музей). Охочий до правды жизни, Репин делала эскизы всех и вся, но местные к столичному художнику относились с опаской. Эскиз группы детишек и вовсе стал причиной скандала. Художник дал своим юным моделям по пятачку — за то, что вели себя смирно во время сессии, но их матери нашли это какой-то бесовщиной и потребовали вернуть деньги сомнительному типу. Подоспевшим на подмогу мужикам пришлось показывать документ — с печатью Императорской Академии Художеств. Упоминание царя народ поначалу успокоило. Но читать никто из них не мог, вскоре происшествие обросло слухами — и «Императорскую печать» волжане стали называть «Антихристовой печатью». В общем, только бурлаки, которым сам черт не страшен, осмеливались после этого позировать Репину. Да и те, взяв у него гонорар, немедленно крестили монеты: боялись, что иначе в их руках они превратятся в черепки.

Но усилия того стоили. Современники художника приняли «Бурлаков на Волге» с восторгом, картину эту сравнивали с сочным реализмом Гоголя. Присутствует Гоголь и на самарской выставке. Притом картина с ним пользуется наибольшим вниманием у посетителей. Еще бы, с таким-то сюжетом! И названием — «Самосожжение Гоголя». Речь тут о предании огню второго тома «Мертвых душ». Взгляд у писателя-перфекциониста при этом такой безумный, что уже благодаря ему на выставке незримо присутствует и другой хит Репина — «Иван Грозный убивает своего сына».
Выставка к 170-летию Репина в Самаре: другие «Бурлаки», ажиотаж вокруг Гоголя и именитые ученики художника
Мы рассказывали недавно, что вошедший в историю как величайших художник-реалист Репин экспериментировал и с импрессионизмом. На выставке в Самаре есть очень эффектная работа, подтверждающая этот тезис. По-репински драматичная и ужасно красивая при этом, пусть красоты в чистом виде сам художник и опасался:
«Я не могу заниматься непосредственным творчеством, делать из своих картин ковры, ласкающие глаз… Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворять мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст», — ИЛЬЯ РЕПИН.
Позолоченный театральными люстрами воздух, расплывчатые контуры восхищенных зрителей и самого главно

Позолоченный театральными люстрами воздух, расплывчатые контуры восхищенных зрителей и самого главного героя — ростовой портрет композитора и дирижера Антона Рубинштейна также выполнен Репиным в импрессионистской манере.

И король Альберт, и дирижер Рубинштейн постоянно обитают в музее Самары, куда после революции попали из собрания живописи купеческой семьи Шихобаловых (свое состояние они сколотили на торговле хлебом и зерном, но и зрелищ не были чужды).

О том, что Репин был величайшим психологом и портретистом, посетителям выставки рассказывает глядящи

О том, что Репин был величайшим психологом и портретистом, посетителям выставки рассказывает глядящий на них с портрета мастера Афанасий Фет.

Смотришь на него и вспоминаешь комплимент, сказанный в адрес Репина другим литературным гением, Львом Толстым: «Мастерство такое, что не видать мастерства!»

Как у всякого большого и требовательного (прежде всего — к себе) мастера, у Репина была масса учеников. Среди них — такие громкие имена, как Валентин Серов, Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Николай Фешин, Николай Богданов-Бельский: их работы также вошли в посвященную репинскому юбилею выставку.

Так, рядом оказались две монахини — в исполнении Репина и Кустодиева. Отличная иллюстрация учительского таланта Репина: у ученика — свой собственный художественный язык и узнаваемый стиль.
  • Борис Кустодиев. Монахиня.
  • Илья Репин. Монахиня.
Все работы учеников Репина на выставке — из коллекции Самарского художественного музея:
Рекомендуемые работы
Эдуард Иосифович Базилянский. Тёплый вечер
Тёплый вечер
1993, 50×70 см
$2 144
Оригинал
Райан Валдем. Крутой Микки
  • Реклама
Крутой Микки
Февраль 2024, 80×80 см
$543
Оригинал
Ildar Kozhaev. Spotted dog cooler RGB
  • Реклама
Spotted dog cooler RGB
XXI век, 140×110 см
Андрей Люмес. Летний день
  • Реклама
Летний день
2023, 40×50 см
$104
Оригинал
Роман Анатольевич Зеленцов. Программа передач
  • Реклама
Программа передач
  • Николай Богданов-Бельский, "Дети на уроке".
  • Николай Фешин, "Женский портрет".

Фото с выставки в Самаре: artmus.ru, drugoigorod.ru