Альбрехт Дюрер, «Руки молящегося» (1508). Галерея Альбертина, Вена
Ещё один фокус ретроспективы сосредоточен на «Руках молящегося», которые по популярности уступают разве что «Витрувианскому человеку» Леонардо да Винчи. В течение столетий считалось, что это — подготовительный этюд для фигуры апостола на центральной панели алтаря Геллера (назван в честь заказавшего его торговца из Франкфурта). Однако Кристоф Мецгер, главный куратор Альбертины, выдвинул революционную теорию о том, что это — законченная работа, предназначенная для рекламы таланта художника.
«Зачем Дюреру было делать отдельный детально проработанный рисунок, чтобы потом уменьшить его до крошечной детали на расписанном алтаре? Работа представляет собой чудо наблюдательности, и она слишком амбициозна, чтобы быть просто предварительным наброском», — говорит учёный. Он предполагает, что «Руки» и несколько других рисунков предназначались для демонстрации потенциальным клиентам, чтобы те поняли, какого качества заказы может выполнить мастер.
Очевидно, с той же целью — для рекламы — Дюрер нарисовал и «Зайца». Он был не первым художником к северу от Альп, создавшим такие штудии. Но с точки зрения непревзойденного технического, композиционного и художественного качества его творения на самом выходят далеко за рамки традиции других подобных работ на бумаге XV века.
Запрестольный образ, на котором практически ощущается прозрачность воздуха, трепетание крыльев бабочки на деревянном мельничном колесе и тёплое дыхание вола — идеальный образец детализации и атмосферы, присущих Северному Ренессансу.
Выставка «Альбрехт Дюрер» в венской Альбертине работает с 20 сентября 2019-го до 6 января 2020 года.