Музей Винсента ван Гога в Амстердаме заявил, что принадлежащая ему культовая картина из серии «Подсолнухи» больше никогда не покинет стены учреждения. Реставраторы пришли к выводу, что натюрморт
находится в «хрупком» состоянии и перевозить его опасно.
Музей в голландской столице — одно из пяти учреждений в мире, которые владеют версиями «Подсолнухов» Ван Гога. Шедевр выезжал за границу лишь шесть раз с момента открытия музея в 1973 году. В последний раз это случилось в 2014 году, когда его одолжили для выставки в Национальной галерее в Лондоне, где он висел рядом с аналогичной картиной из коллекции этого института. Их общая стоимость, по оценкам экспертов, превышает 130 миллионов долларов США.
Однако международная команда учёных, которая проводит реставрацию полотна, заявила, что даже столь редкие турне — это «слишком много» для 130-летней работы, поэтому отныне она «остаётся дома в Амстердаме».
Однако международная команда учёных, которая проводит реставрацию полотна, заявила, что даже столь редкие турне — это «слишком много» для 130-летней работы, поэтому отныне она «остаётся дома в Амстердаме».
Подсолнухи в желтой вазе
Январь 1889, 95×73 см
«Исследователи обнаружили, что слои грунта и краски стабильны, но очень чувствительны к вибрациям, а также изменениям влажности и температуры воздуха, — сказал Аксель Рюгер, директор музея Ван Гога. — Поэтому важно, чтобы картина перемещалась как можно меньше и находилась в постоянном климате. Чтобы избежать каких-либо рисков, музей решил, что больше нельзя позволять „Подсолнухам“ путешествовать».
Реклама выставки «Подсолнухов-близнецов» в Лондоне в 2014 году. Фото via FInancial Times
Реставрация натюрморта началась 11 января и продлится, как ожидается, до 22 февраля. Несколько месяцев назад учёные обнаружили, цвета на полотне начали «увядать» — они приобретают коричневый оттенок из-за того, что Ван Гог написал лепестки и стебли светочувствительной жёлтой краской. Как известно, в этой картине художник использовал лишь три оттенка жёлтого — «и ничего больше».
Сейчас эти изменения незаметны человеческому глазу, но со времени области, содержащие хром жёлтый, могут потерять свою яркость.
Считается, что «Подсолнухи» тесно связаны с мрачной историей об отрезанном ухе Ван Гога. Он написал их для того, чтобы украсить комнаты «Жёлтого дома» в Арле к приезду своего кумира Поля Гогена. Однако позже, после ссоры с ним, нанёс себе увечье. Другие версии «Подсолнухов» — помимо двух уже упомянутых — находятся в Новой Пинакотеке в Мюнхене, художественных музеях в Филадельфии и Токио, а также в частной коллекции. Ещё один холст был уничтожен во время Второй мировой войны.
«Токийская» версия некоторое время была самым дорогим произведением искусства в мире — когда японская фирма выложил за него 40 миллионов долларов в 1987 году. Но спустя несколько месяцев место лидера заняли «Ирисы» того же Ван Гога.
Во время своего пребывания в Арле Ван Гог много экспериментировал с жёлтым цветом. Это демонстрируют такие картины, как «Звёздная ночь над Роной», «Жнец в пшеничном поле и солнце» и «Жёлтый дом». Предполагается, что его пристрастие к этому оттенку связано с искажением восприятия цветов, которое могло вызвать чрезмерное употребление абсента или экстракта наперстянки, который художник долгое время пил для лечения эпилепсии.
Звездная ночь над Роной
Сентябрь 1888, 92×72.5 см
По материалам Artdaily и The Independent