Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
9 статей  •  3 теста

Ребус в стиле Леонардо да Винчи поместили на обложку The Economist

Мне нравится17 
Ежегодно британский еженедельник The Economist помещает на обложку первого январского номера зашифрованное послание-прогноз на предстоящий финансовый и политический год. В 2019 году знаменательный выпуск украсила загадка, выполненная в стиле рисунков Леонардо да Винчи. Анализируем коллаж
Коллаж (от фр. collage - наклеивание) – метод, применяемый в изобразительном искусстве и заключающийся в создании аппликации из различных фрагментов, разных по цвету и фактуре. Данным термином также обозначают работу, выполненную в этой технике. Первыми её привнесли в изобразительное искусство футуристы и кубисты, в частности, Пабло Пикассо и Жорж Брак. Они совмещали на холстах обрывки ткани, фотографий и обоев. Среди известных коллажистов - кинорежиссер Сергей Параджанов, который объединял фотографии, обрывки кружев, фарфор и высушенные растения.
Декораторский прием часто пробуют разнообразить живописными инструментами: кистью с краской или пером с тушью. Творческий жанр отличается пестротой и смелостью идей. Родственной техникой является ассамбляж, который подразумевает совмещение на одной поверхности разнообразных предметов и их частей. Большой популярностью сегодня пользуются фотоколлажи.
Читать дальше
«Мир в 2019 году» вместе с политическими и экономическими экспертами, которые расшифровывают занимательный ребус.
На обложке The Economist рисунки, стилизованные «под Леонардо», сделаны «зеркальным письмом», которым пользовался гений, и читаются справа налево. Согласно одной из легенд, писать да Винчи научился самостоятельно, и поэтому всю жизнь использовал особый способ письма: левой рукой, справа налево и в зеркальном отражении.

На современной иллюстрации-ребусе легко узнаются известные персоны современного мира — Дональд Трамп, Владимир Путин, Матхатма Ганди, Анжелина Джоли, Уолт Уитмен, величайший американский поэт и автор эпического цикла «Листья травы», а также художница 17-го века Артемизия Джентилески.
Обложка еженедельника The Economist № 1−2019.

Обложка еженедельника The Economist № 1−2019 — зеркальное отображение.

Напомним, в нынешнем году исполняется 500 лет со дня смерти художника, и музеи по всей Европе жестко конкурируют за работы Леонардо да Винчи. К этой дате будут приурочены выставки в Париже, Лондоне, Флоренции, Кракове и других городах.
Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года в возрасте 67 лет в своём доме, расположенном неподалёку от королевского замка Амбуаз в долине Луары — художник и изобретатель работал на короля Франциска I. Здесь же, в замке, его тело нашло последний приют.

Итак, о чем же говорят рисунки на обложке британского журнала? Общая стилистика «от Леонардо» может восприниматься как напоминание об эпохе Возрождения с ее направленностью к новым горизонтам, которые открываются перед человечеством. Открывает парад предсказаний рисунок одного из летательных механизмов Леонардо и изображение Луны — этот момент довольно понятен: это намек на новую ступеньку в деле освоения человеком спутника Земли.
Может, речь идет о «китайской миссии»? Вероятно: автоматическая станция «Чанъэ-4» с луноходом была запущена к Луне 7 декабря, а 3 января совершила успешную посадку в кратер Карман и стала первым космическим аппаратом, совершившим мягкую посадку на обратной стороне Луны и успешно доставившим на нее луноход «Юйту-2». В Сети уже можно увидеть присланные на Землю фотографии нашей планеты и обратной стороны Луны.
Центральная фигура композиции, созданной дизайнерами — витрувианский человек, символ гармонии. На его глазах — некий прибор, возможно, чки виртуальной реальности. Над сердцем «идеального человека» — татуировка в виде хештега #MeToo, который появился в социальных сетях в октябре 2017 года как осуждение сексуального насилия и домогательств (эту тему «поддерживает и изображение автопортрета Артемизии Джентилески — об этом скажем ниже). Еще одна татуировка — в виде графического изображения ДНК — расположена на руке, в которой зажат лист каннабиса. И если последний — вероятная отсылка к легализации марихуаны, то причем тут бейсбольный мяч? Телефон с QR-кодом — возможно, переход на полностью цифровые технологии систем документации? Или же это все в целом — погружение человека в виртуальный мир зависимостей?
Образ поэта Уолта Уитмена (на фрагменте — слева) рядом с изображением электромобиля расценивают как аллюзию на стихотворение «Электрическое тело я пою» из цикла «Листья травы», и, как следствие — дальнейшее проникновение электричества как вида энергии в различные отрасли жизни. Надпись «Трубопроводы Путина» рядом с профилем российского президента и панда — символ Китая — разделены изображением Всадников Апокалипсиса. Вполне похоже на возможные инциденты, связанные с поставками нефти в Китай… Снова глядим на электрокар: может, символика всей части композиции — намек на то, что нефть вскоре станет неактуальной на мировом рынке? Ох уж эти мистики из The Economist!
Несоответствие пропорций «идеальной» головы человека с рисунков да Винчи и пропорций головы Дональда Трампа некоторые аналитики трактуют как возможную смену американского президента уже в 2019 году. Между ними изображена гора Фудзи — уж не подключится ли к этому процессу Япония? А слон — неофициальный символ республиканской партии США — изображен с бивнями в виде своеобразного растущего графика, и движется он в сторону английского бульдога (видим и надпись о «брексите», выходе Великобритании из Европейского союза). Мы (как и аналитики) не беремся объяснить этот головокружительный момент в комплексе. Возможно, Путин и Трамп — два полюса сил, между которыми окажется Китай, который — судя по мордочке панды — окажется недоволен тем положением, которое он займет.
The Economist был основан в 1843 году Джеймсом Уилсоном, шляпником из маленького шотландского городка Хоуик, для того, чтобы организовать кампанию против протекционистских законов о кукурузе. Тарифы были отменены в 1846 году, а издание продолжило жизнь как «политическая, литературная и общая газета», никогда не отказываясь от своей веры в свободную торговлю, интернационализм и минимальное вмешательство правительства в дела рынка.
Некоторые издания трактуют обложку The Economist как «послание Ротшильдов» — влиятельного клана финансистов, которым якобы принадлежит журнал. На самом деле это также маркетинговый ход — уже со стороны экспертов и мастеров заголовков: по уставу компании The Economist Newspaper Limited ни одно физическое лицо или компания не может владеть или контролировать более 50% всего акционерного капитала. Четыре разных вида акций также исключают принадлежность The Economist одному владельцу. Специальные акции «А» принадлежат отдельным акционерам, в том числе и семье Ротшильдов.
Присутствие актрисы Анджелины Джоли Питт и надпись «Мона Анджелина», а рядом ископаемый динозавр… Очевидные параллели с деятельностью этой выдающейся женщины, получившей Гуманитарную премию ООН, и воспитывающей шестерых детей (трое-приемных). К этому может добавиться еще и политическая плоскость, согласно свежим интервью актрисы. Но бронтозавр — видимо, не об этом. Скорее, о том, что такие деятельные идеалисты - увы, вымирающий вид.
А вот изображение итальянской художницы Артемизии Джентилески, рядом с которой нарисованы урны для голосования — ясный показ очевидной тенденции. Да: #MeToo. Наряду с этим все больше женщин занимают высокие посты во всех крупных организациях и корпорациях, становятся директорами музеев.
«Красивая и талантливая Артемизия стала ученицей Агостино Тасси, имевшего „выходы“ на Шипионе Боргезе и даже Папу Павла V. Учитель её изнасиловал. Был суд. Разбирательство длилось 7 месяцев. Артемизию подвергали унижениям вроде гинекологического освидетельствования и даже физическим пыткам: тогдашнее правосудие принимало за неоспоримую истину показания, данные под пытками. Многие феминистки, отстаивающие равноправие женщин, уверены: это Артемизия выиграла суд, наказав насильника (Агостино получил год тюрьмы, с Артемизией они больше никогда не увидятся)…» — из биографии художницы.
Но вернемся к обложке «под Леонардо». По QR-коду можно попасть на статью о художнике, опубликованном в издании. Если вспомнить игру Леонардо да Винчи в загадки и разгадки, которые он загадывал при дворе на потеху высокородной публике, то все предсказание The Economist можно смело отнести к своеобразным интеллектуальным забавам, к которым люди были падки и во времена Лодовико Моро, и нынче.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Титульная иллюстрация: обложка еженедельника The Economist (фрагмент), № 1−2019. Иллюстрации — фрагменты обложки The Economist © № 1−2019, а также обложки издания прошлых лет.
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP