войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Шотландский пейзаж на гравюре Питера Брейгеля Старшего обнаружили учёные

Прибрежное горное образование на гравюре XVI века напоминает знаменитый остров-скалу Басс-Рок в устье залива Ферт-оф-Форт, утверждает искусствовед.
Шотландский пейзаж на гравюре Питера Брейгеля Старшего обнаружили учёные
На гравюре «Военный трёхмачтовый корабль и сцена с Дедалом и Икаром» (1560-е) авторства Питера Брейгеля Старшего есть узнаваемые элементы одного из самых известных ландшафтов Шотландии. Такое утверждение сделал один из ведущих шотландских искусствоведов Дункан Макмиллан. Он указывает на «необычное сходство» между прибрежным скальным образованием на работе Брейгеля и знаменитой скалой Басс, находящейся в полутора километрах от берега в заливе Ферт-оф-Форт.
Сам Питер Брейгель Старший, скорее всего, в Шотландии не был, а использовал работы коллег, предполагает Макмиллан. В то время шотландские художники работали во Фландрии и наоборот. Франс Гюис, гравёр Брейгеля, включил отличительный контур скалы, но в зеркальном отражении. Это означает, что рисунок нужно «перевернуть», чтобы увидеть знакомый силуэт.

На Басс-Роке обитает огромная колония олуш, которые на работе Брейгеля кружат над скалой и ныряют в воду за рыбой. Как пишет журнал «Шотландские арт-новости», эта деталь дополняет открытие. Именно присутствие этих птиц на картине подтверждает открытие Макмиллана, автора книги «Шотландское искусство 1460 — 2000 годов».

Питер Брейгель Старший, «Художник и знаток» (ок. 1566). Галерея Альбертина, Вена

Джеймс Нокс, дирек


Питер Брейгель Старший, «Художник и знаток» (ок. 1566). Галерея Альбертина, Вена


Джеймс Нокс, директор галереи Fleming Collection — крупного частного собрания шотландского искусства — говорит, что «рад поддержать знаменательное открытие Дункана Макмиллана в истории искусства Шотландии». Однако ни один независимый эксперты по творчеству Питера Брейгеля Старшего не ответил на запросы влиятельного издания The Art Newspaper о комментариях.

Басс-Рок — это значимый навигационный ориентир неподалёку от шотландского рыбацкого города Норт-Берик. Когда-то на острове находилась крепость, куда шотландские короли заключали государственных преступников. Скала вдохновляла многих художников — от Уильяма Тёрнера до современного пастелиста Мэтью Дрейпера. Колонии северных олуш, чьё название на латыни Morus Bassanus происходит от названия острова, — известный природный феномен. О нём писал ещё в 1521 году Джон Майор в своей «Истории Англии и Шотландии».

Читайте также: «Триумф Смерти» Питера Брейгеля Старшего: то, что вы ещё не видели
Миф об Икаре — один из мотивов творчества Питера Брейгеля Старшего. «Пейзаж с падением Икара» из Кор
Миф об Икаре — один из мотивов творчества Питера Брейгеля Старшего. «Пейзаж с падением Икара» из Королевских музеев изящных искусств в Брюсселе, вероятнее всего, — ранняя копия с утраченного оригинала
Рекомендуемые художники
Хотя на гравюре Брейгеля видна лишь половина скалы, Макмилан убеждён в своей правоте. «Главный всеохватывающий момент в том, что Брейгель явно сравнивает судьбу Икара с полётом и нырянием олуш. В любом раннем описании Шотландии упоминается Басс-Рок», — подчёркивает учёный.

Напомним, в венском Музее истории искусств до 13 января работает выставка-блокбастер «Брейгель» — крупнейшая в истории ретроспектива мастера Северного Возрождения, которую вряд ли можно будет повторить в ближайшие десятилетия.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам The Art Newspaper. Главная иллюстрация: контур скалы с гравюры Брейгеля, наложенный на Басс-Рок; коллаж
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Коллаж (от фр. collage - наклеивание) – метод, применяемый в изобразительном искусстве и заключающийся в создании аппликации из различных фрагментов, разных по цвету и фактуре. Данным термином также обозначают работу, выполненную в этой технике. Первыми её привнесли в изобразительное искусство футуристы и кубисты, в частности, Пабло Пикассо и Жорж Брак. Они совмещали на холстах обрывки ткани, фотографий и обоев. Среди известных коллажистов - кинорежиссер Сергей Параджанов, который объединял фотографии, обрывки кружев, фарфор и высушенные растения.
Декораторский прием часто пробуют разнообразить живописными инструментами: кистью с краской или пером с тушью. Творческий жанр отличается пестротой и смелостью идей. Родственной техникой является ассамбляж, который подразумевает совмещение на одной поверхности разнообразных предметов и их частей. Большой популярностью сегодня пользуются фотоколлажи.
Читать дальше
Дункана Макмиллана