войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

В неоновом свете – новая ретроспектива Мартиала Райса в Центре Жоржа Помпиду

1960 — 2014: результат полувекового творческого пути одного из наиболее значимых ныне живущих французских художников до 22 сентября можно увидеть в Париже. То, чем переполнены галереи современного искусства сегодня, Мартиал Райс начал создавать еще в 60-е. Глянцевые красотки с неоновыми губами, позеленевшие лица героинь полотен академистов прошлого, китч
Понятие "китч" (или кич) имеет немецкое происхождение - так мюнхенские арт-дилеры называли недорогие картины, статуэтки и эскизы, которые пользовались популярностью у непритязательных покупателей, туристов и путешественников. Само слово "kitsch" в переводе с немецкого имеет несколько значений - мусор, халтурка, безвкусица, «дешёвка». И действительно, для художников китчевые работы были халтурой, способом заработать на кусок хлеба, для арт-критиков - безвкусицей, ну, а для ценителей искусства - дешевкой. Но потребителей, покупающих такие работы, это совершенно не смущало. Читать дальше
и массовая культура, порождения эпохи потребления, фото, скульптура, кинокадры в картинах… Всего 200 работ — первый в истории срез 50 лет работы художника. Многие экспонаты демонстрируются впервые. Станьте их первооткрывателями вместе с АРТХИВом!
В неоновом свете – новая ретроспектива Мартиала Райса в Центре Жоржа Помпиду

Супермаркет – новый музей

Ретроспектива иллюстрирует разнообразную и насыщенную деятельность автора в визуальном искусстве от первых творений 60-х и до сегодняшнего дня.

В своих знаковых работах периода «вариативной геометрии» и поп-арта Мартиал Райс представил множество инноваций. Особо беспрецедентным стало использование неонового освещения и кинокадров в живописи.
Мартиал Райс считается одним из Колумбов в использовании потребительских товаров в искусстве, к тому

Мартиал Райс считается одним из Колумбов в использовании потребительских товаров в искусстве, к тому же смог «переварить» женские архетипы, популяризированные классическими авторами и рекламой, и назвал супермаркеты «новыми музеями современного искусства». С тех пор он зарекомендовал себя одним из самых изобретательных художников мира.

Его преследовал успех не только во Франции, где Райс был одним из самых молодых художников группы новых реалистов, но и в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, где он творил и поддерживал связи с местной поп-арт
Поп-арт – художественное движение, зародившееся в середине 1950-х годов в Великобритании, но наиболее широкое распространение получившее в США. Поп-арт стал дерзким вызовом традиционной живописи, поскольку в нем делалась ставка на изображения из массовой культуры, включая рекламу, комиксы, обыденные предметы и новости. Кроме прочего, появление поп-арта в США стало реакцией на серьезность и беспредметность абстрактного экспрессионизма. Новое поколение художников желало вернуться к предметной живописи, при этом внеся в свои работы некоторую несерьезность, иронию и приправить все это внушительной порцией китча. Читать дальше
тусовкой. Его излюбленной техникой этого времени стал ассамбляж.
В неоновом свете – новая ретроспектива Мартиала Райса в Центре Жоржа Помпиду
Райс хотел создать новый «стерильный», без налета прошлого, мир искусства, используя художественные методы, которые отвечали бы мировому технологическому прорыву. Потребительские товары, упаковки из-под моющих средств, банки, игрушки и пластмассовые предметы… Красочные знаменосцы современности стали его главным материалом с 1959 года. Кроме того, наряду с кремом для загара, косметикой и зеркалами, художник стал «эксплуатировать» в творчестве женское тело, тиражируя «пин-ап» картины и «подкрашивая» лица девушек флуоресцентным макияжем.
В неоновом свете – новая ретроспектива Мартиала Райса в Центре Жоржа Помпиду
В неоновом свете – новая ретроспектива Мартиала Райса в Центре Жоржа Помпиду
В неоновом свете – новая ретроспектива Мартиала Райса в Центре Жоржа Помпиду
В неоновом свете – новая ретроспектива Мартиала Райса в Центре Жоржа Помпиду
В неоновом свете – новая ретроспектива Мартиала Райса в Центре Жоржа Помпиду
Его острое пристрастие к ярким цветам проявляется с первых абстрактных картин, и встреча с не менее известным нео-реалистом Ивом Кляйном обострила колористические предпочтения Райса.
В неоновом свете – новая ретроспектива Мартиала Райса в Центре Жоржа Помпиду
В середине 60-х художник стал отходить от поп-артовских тенденций и приступил к циклу «вариативной геометрии», используя упрощенные изображения женских черт. Он разбивает лица на фрагменты и собирает их в случайном порядке, желая отделить творчество от общепринятых норм композиции. Его простые формы — лица, звезды, буквы, — вырываются за рамки холста в свободное пространство. («Жизнь так сложна», 1966)
В неоновом свете – новая ретроспектива Мартиала Райса в Центре Жоржа Помпиду
В отличие от Уорхола, персонажи, изображаемые Райсом, не были звездами, скорей одноликими рекламными

В отличие от Уорхола, персонажи, изображаемые Райсом, не были звездами, скорей одноликими рекламными моделями. Одной из них была жена художника, Фрэнс (France), регулярно ему позировавшая. Живописно-словесный каламбур «La France Verte» («Зеленая Франция»), — зеленолицая девушка в ярко-оранжевом тюрбане и неоновых очках.

Картина в картине

Если это «Большая Одалиска» Энгра, то кто раскрасил ее в зеленый? — вопрос, возникающий у каждого, кто видит картину Райса «Сделано в Японии» (1964). Когда у Матисса спрашивали, почему у женщин на его картинах может быть вдруг зеленый нос, тот невозмутимо отвечал: «Я рисую не женщину, а картину!» Райс пошел дальше!
В неоновом свете – новая ретроспектива Мартиала Райса в Центре Жоржа Помпиду
Кстати, по словам искусствоведов, Энгр изобразил девушку с тремя лишними позвонками и неправдоподобн

Кстати, по словам искусствоведов, Энгр изобразил девушку с тремя лишними позвонками и неправдоподобно длинной правой рукой. Заказчица работы, коей была сестра Бонапарта, картину категорически отвергла. Интересно, что бы она сказала, увидев, как мутировала одалиска на карине Райса!

А вот в неожиданные кричащие цвета «переоделось» полотно художника эпохи Возрождения Кранаха «Printanière"("Весенний разговор»). В версии Райса синий цвет переливается за края холста, а позади виднеется бухта с пальмой в Ницце.
В неоновом свете – новая ретроспектива Мартиала Райса в Центре Жоржа Помпиду
Репродукции классической живописи становятся отправной точкой Райса для различных форм поп-визуализации. А для интерпретаций автор выбирал работы тех предшественников, которые позволяли себе отклоняться от тогдашних канонов красоты. Сам Райс отклонялся от них не раз. Чего стоят брызги цветов на неровном зеленом фоне, которые, по предположению художника, мог нарисовать его четырехлетний сын («Детский рисунок»), или гора с неоновой вершиной («Зов вершин. Ужасная картина»)!
Справка АРТХИВа:
Когда Мартиалу Райсу было 18, он начал изучать литературу в университете в Ницце, хотя с 12 лет рисовал акварелью и даже организовал в подвале дома художественную студию. Но уже два года спустя отказался от писательских амбиций и начал карьеру художника-самоучки. Сам он объясняет это тем, что слова не является универсальным средством связи в отличие от живописи, а рисовать его побудили «плохие художники».

Мистический опыт

Выставку продолжают живописные эксперименты из цикла «Шаман», за который художник взялся в начале семидесятых. «Коко Мато» и «Локо Белло» — работы, на написание которых его вдохновили коллективные художественные практики и магические ритуалы (после возвращения во Францию в 1968 Райс жил в нескольких коммунах хиппи). В этот период он также создает экспериментальные сатирические фильмы, пропитанные психоделической культурой. В настоящее время на пике своей популярности, Мартиал Райс радикально преобразовал подход, выбранный в те годы.

К истокам

Картины конца 70-х опираются на наследие великих мастеров прошлого, в них проявляется авторская образность и мифология, которые рождаются из наблюдений за повседневной жизнью. Буколистические темы, к которым Райса подталкивала мирная жизнь в деревне на юге Франции, смешиваются с многочисленными мифологическими и литературными заимствованиями.

Художник экспериментировал и с различными изобразительными методами, в частности, с темперой, возвращаясь к старинным практикам и методам, которыми было чрезвычайно трудно овладеть. Он пробует слить воедино классицизм
Классицизм прочно обосновался в европейском искусстве XVII века, сдав свои позиции лишь в первой трети следующего столетия. Классицисты преклонялись перед античностью, свято верили в идею порядка и логичности мироздания, а также в безграничные возможности человеческого разума. Читать дальше
, натурализм
Термин «натурализм» достаточно редко употребляют по отношению к тому направлению в живописи, которое он в действительности обозначает. Во-первых, направление само по себе состоит из разрозненных региональных школ. Во-вторых, на имидж натурализма сильно повлияло литературное направление с таким же названием, что вызвало изрядную путаницу. Наконец, в-третьих, натурализм – направление, имевшее неосторожность зародиться и окрепнуть практически одновременно с импрессионизмом, а потому получившее статус самостоятельного уже задним числом. Читать дальше
и наив.
Радость является одной из основных определяющих черт его искусства, вытекающей из жизненной позиции.

Радость является одной из основных определяющих черт его искусства, вытекающей из жизненной позиции. Тем не менее, на лицах с рекламных буклетов то и дело появляются пауки и мухи, символизирующие надвигающийся распад.

В неоновом свете – новая ретроспектива Мартиала Райса в Центре Жоржа Помпиду
Cерия «Spelunca» (от лат. — пещера) (1970) демонстрирует сдвиг в сторону фигуративной живописи и диалога с историей искусства. Параллельно он начинает работать со скульптурой.
В неоновом свете – новая ретроспектива Мартиала Райса в Центре Жоржа Помпиду
Одни объекты — маленькие смешные фигурки, похожие на папье-маше. Другие — классические бронзовые статуи.
В неоновом свете – новая ретроспектива Мартиала Райса в Центре Жоржа Помпиду

Райс сегодня

Наконец, наряду с последними скульптурами и фильмами, на выставке представлены все картины большого формата, написанные, начиная с девяностых. Это современные «фрески», показывающие аллегорический и часто гротескный взгляд на человечество. Среди них — «Карнавал в Перигее», 1992, «День розы на крыше», 2005. На эпичном полотне «Здесь пляж…» («Here Beach, as here below» (2012) передний план густо населен людьми, нелепыми и кажущимися диковатыми «нашими» туристами на просторах пляжей Анталии. Такой себе венец цивилизации, стоящий на краю пропасти и не осознающий этого.
В неоновом свете – новая ретроспектива Мартиала Райса в Центре Жоржа Помпиду
В неоновом свете – новая ретроспектива Мартиала Райса в Центре Жоржа Помпиду
В неоновом свете – новая ретроспектива Мартиала Райса в Центре Жоржа Помпиду
В неоновом свете – новая ретроспектива Мартиала Райса в Центре Жоржа Помпиду
В неоновом свете – новая ретроспектива Мартиала Райса в Центре Жоржа Помпиду
Рекомендуемые выставки и показы
Ближе познакомиться с творчеством мастера, всегда развивающимся по непредсказуемой траектории, помогают его видеоработы, в которых Райс пародирует и критикует систему, противопоставляя ей маргинальный мир хиппи. Захватите поп-корн и кока-колу, — художник оценит!
В неоновом свете – новая ретроспектива Мартиала Райса в Центре Жоржа Помпиду