В конце ноября 2018 года в Новой Третьяковке пройдет мировая премьера оперы композитора Ильи Демуцкого «Для «Черного квадрата». Зрителей ожидает сюрприз: специально для премьеры в зал № 16, где будет разворачиваться действо, перенесут первый вариант знаменитого «Черного квадрата», написанного Казимиром Малевичем в 1915 году.
Создатели оперы возвращают «Черный квадрат» — одну из самых главных картин в мировом искусстве — в пространство театра. Впервые изображение «Черного квадрата» возникло в качестве декорации к футуристичной опере композитора Михаила Матюшина и поэта Алексея Крученых «Победа над Солнцем», поставленной 3 декабря 1913 года в Санкт-Петербурге.
Черный супрематический квадрат
1915, 79.5×79.5 см
Картина «Черный квадрат» появилась как элемент оформления сцены в пятом акте; по замыслу Малевича, «Черный квадрат» должен был закрывать собой солнце, а его белая окантовка — стать символом пробивающихся солнечных лучей. По крайней мере, такой трактовки придерживаются создатели оперы «Для «Черного квадрата». На самом же деле история создания этого манифеста супрематизма достаточно загадочна и многовариантна. Несколько версий того, как Малевич создал «Черный квадрат», вы найдете в публикации Артхива.
Премьерные показы пройдут в Новой Третьяковке с 25 по 28 ноября 2018 года. Воплотились ли в жизнь идеи футуристов, принесли ли они счастье и освобождение сознания — эти вопросы лежат в основе новой футуристичной оперы Ильи Демуцкого. Имя режиссера пока не называют, держат интригу; однако известно, что fashion-директором проекта стал Игорь Гаранин, а либретто создано Ольгой Масловой и Игорем Конюховым. Постановка изначально предназначается для зарубежного зрителя — стало известно, что опера будет исполняться на английском языке в сопровождении русскоязычных титров.
Турецкий воин
1920, 54.3×36.4 см
Композитору Илье Демуцкому всего 35 лет; тем не менее, в его активе около 150 музыкальных произведений. В частности, Демуцкий — автор музыки к балету «Нуреев» в постановке режиссера Кирилла Серебренникова, премьера которого состоялась в Большом театре в декабре 2017 года. Посвященный великому танцовщику Рудольфу Нурееву, который не вернулся Советский Союз из зарубежных гастролей в 1961 году, балет вызвал огромный ажиотаж и стал самым ярким событием минувшего театрального сезона.
По словам Демуцкого, главным зрителем новой постановки будет сам «Черный квадрат», что очень символично. Создателями — Малевичем, Крученых и Матюшиным — спектакль был задуман как перфоматичный, в чем-то алогичный, основанный на импровизации — «и это мне нравится», отметил Демуцкий. В современном же прочтении, по словам композитора, это «довольно классическая опера, с развлекательными элементами, с прекрасными поющими людьми, с мелодиями, которые, возможно, кто-то будет напевать».
Участники Первого съезда футуристов: Михаил Матюшин, Алексей Крученых, Казимир Малевич. Декабрь 1913
Опера «Победа над солнцем», задуманная в 1913 году как манифест футуризма, благодаря декорациям и костюмам Казимира Малевича стала началом нового художественного стиля — супрематизма. Музыку написал композитор Михаил Матюшин, тексты — поэты Алексей Крученых и Велимир Хлебников. В 2015 году «Победа над солнцем» была реконструирована Московским Театром музыки и драмы под руководством Стаса Намина. О том, как это было, читайте в нашем материале.
Итак, ждем премьеры нового шоу, а пока предлагаем вам насладиться иллюстрациями и костюмами к опере «Победа над Солнцем» в том виде, в котором ее задумали создатели — Малевич, Матюшин и Крученых.
Подготовлено по материалам tass.ru и собственным публикациям Артхива. Титульный коллаж
составлен из эскизов Казимира Малевича к опере «Победа над Солнцем» (1913).