Стереотип об отстранённости Пьера Боннара разрушит ретроспектива в Тейт
В январе следующего года галерея Тейт в Лондоне проведет первую за 20 лет в Великобритании крупную выставку работ
Пьера Боннара. Цель ретроспективы
«Цвет памяти» — привлечь к художнику интерес нового поколения и переосмыслить его место в истории искусств
, а также представить его произведения в новом свете. Кураторы считают
, что неверно рассматривать Боннара как одиночку и художника
, отстранённого от реальности.
Место Боннара в искусстве моденрнизма обсуждается давно. Особо категоричный вердикт вынес Пабло Пикассо. «То, что он делает — не живопись», — сказал он, обвинив коллегу в том, что тот сотворил «попурри неуверенности», а потому его нельзя отнести к «художникам-модернистам».
В свою очередь Анри Матисс — извечный антагонист Пикассо — придерживался противоположного взгляда. Вскоре после смерти друга он прочитал в журнале разгромную статью Кристиана Зервоса, сторонника Пикассо, под заголовком «Пьер Боннар: великий ли он художник?». Поверх своего экземпляра Матисс написал: «Да! Я подтверждаю, что Пьер Боннар — великий художник, и сейчас, и, несомненно, в будущем».
Слева: Пьер Боннар, «Обнажённая в ванне» (1925). Галере Тейт, Лондон
«Он был застенчив, — говорит куратор выставки Мэтью Гейл, — и это породило стереотип, будто он был одиночкой. Но одна из целей нашего проекта состоит в том, чтобы поместить Боннара обратно в историю, посмотреть, как он реагировал на окружающее обстоятельства, как его травматические переживания во время Первой и Второй мировых войн и личные трагедии легли в основу некоторых поступков».
Боннар применял множество современных ему технологий. Будучи зорким фотографом, он использовал некоторые снимки во время написания картин; уже в 1912 году владел автомобилем «Рено», который, по-видимому, был окрашен в желтый цвет («Жёлтого цвета много не бывает», — сказал однажды художник). Наличие машины, как говорят кураторы, означает, что Боннар постоянно ездил по стране — проводил лето на севере, в Нормандии, а зимовал на юге.
«Есть множество историй о том, как он снимал свои полотна со стен, сворачивал, клал в багажник и переезжал на следующее место, а там разворачивал и снова вешал на стены», — говорит ещё один куратор Хелен О’Мэлли.
О реакции Боннара на Первую мировую войну известно мало. Картина
«Разрушенная деревня близ Хэма» была написана в мае 1917 года
, когда художников систематически возили на фронт
, чтобы
«передать ощущение разрухи и страданий в армии». Рядом с этой работой выставят
«Четырнадцатое июля» — сцену ночного празднования Дня взятия Бастилии в 1918 году. Карусель на заднем плане и женская фигура
, немного похожая
, по мнению Гейла
, «на „
Свободу, ведущую народ“ Делакруа
, возвышаются [над всеми], создавая ощущение возрождения мира и его возвращения во Францию после болезненного опыта Первой мировой войны».
Это не означает, говорят кураторы, что Боннара следует рассматривать как военного художника. Но следует признать, что он осознавал происходящее в окружающем мире и пытается выразить это в своих произведениях, что до недавнего времени мало принималось во внимание. Вторую мировую войну художник, которому тогда было уже за 60, провёл в основном в своём доме в Ле-Канне на Лазурном берегу.
Слева: Пьер Боннар в 1941 году. Фото: Andre Ostier
«В то время он писал преимущественно пейзажи, которые постепенно переходили в абстракции, — рассказывает О’Мэлли. — Мы считаем, что это связано с трудностями, которые все испытывали в те времена. Поэтому его работы становились всё более эмоциональным и искажёнными».
Из переписки Боннара с Матиссом мы знаем о нехватке топлива, продуктов, материалов для работы Матисс был очень болен, как и жена Боннара. Нынешние искусствоведы часто не принимают во внимание тот факт, что когда супруга умерла, художник временно пошёл добровольцем в госпиталь, а в 1943 году многие учреждения работали очень напряжённо.
Около ста работ
, включая шедевры из крупных международных коллекций
, продемонстрируют различные темы
, тоны и эмоциональные регистры
, которые интересовали Боннара — начиная с пейзажей и интерьеров вроде
«Столовой в деревне»
(1913) и «Мастерской с мимозами», до серии картин с участием жены художника Марты и тревожного
, жёстокого
«Автопортрета (Боксёр)» 1931 года. Кураторы надеются
, что выставка изменит упрощённое мнение о том
, что Боннар ассоциируется с созвучным французским словом bonheur
, означающим счастье.
«Предполагается, что его картины жизнерадостны, — заключает Мэтью Гейл. — Но наша цель — показать, что в этих работах есть нечто иное эмоциональное. Это не просто: „Ну, прекрасный цвет, давайте просто наслаждаться им“. Когда вы вникнете в детали, то увидите, что там происходят сложные процессы и есть множество непростых предыстории».
Выставка «Пьер Боннар. Цвет памяти» откроется в галерее Тейт Модерн в Лондоне 23 января и будет работать до 6 мая 2019 года.
Слева: Пьер Боннар, «Сад» (1936). Музей современного искусства, Париж
По материалам
The Art Newspaper. Главная иллюстрация: Пьер Боннар
, «Открытое окно с видом на Сену
(Вернон)»
(1912), Музей изобразительных икусств в Лионе