Рассел обладал редкой способностью быть хорошим другом. И во времена, когда товарищество ценилось очень высоко, это качество помогло ему сформировать свой художественный опыт на обмене идеями с коллегами из других стран. «Переезд Рассела в Европу был чрезвычайно рискованным шагом. Но наградой ему стала свобода творить вместе с французскими авангардистами — что многое значило для того, кто родился так далеко», — говорит куратор выставки Уэйн Танниклиф.
Слева: Джон Питер Рассел, «Автопортрет» (1886/87). Музей Орсе, Париж
Изначально портрет был не таким тёмным. По свидетельству художника Арчибальда Стэндиша Хартрика, натурщик был изображён в полосатом синем костюме. Даже сейчас можно разглядеть несколько синих полос по нижнему краю холста. Анализ также показал, что над головой Ван Гога шла надпись красной краской «Винсенту, в знак дружбы».
Хартрик считал, что это самый точный портрет ван Гога — более реалистичный, чем у других художников и даже на автопортретах самого Винсента. Сам голландец год спустя написал своему брату Тео: «Позаботься о моём портрете кисти Рассела, который для меня много значит».
Слева: Джон Питер Рассел, «Портрет Винсента ван Гога» (1886). Музей ван Гога в Амстердаме
Совсем недавно — в 2016−1917 годах — работы Джона Рассела была частью экспозиции австралийских импрессионистов в лондонской Национальной галерее. Это была первая в своём роде выставка в Великобритании. Нынешняя ретроспектива «Джон Рассел. Австралийский импрессионист во Франции» в Художественной галерее Нового Южного Уэльса продлится до 11 ноября 2018 года.
По материалам официального сайта Художественной галереи Нового Южного Уэльса, Музея Ван Гога в Амстердаме и газеты The Guardian