Национальная галерея в Лондоне предлагает сбежать из тёмной холодной зимы в полные света и солнца пейзажи австралийских импрессионистов. Одноимённая выставка — первая экспозиция такого рода на просторах Туманного Альбиона. Она исследует взгляды на импрессионизм четырёх новаторов с Зелёного континента, живших во Франции в конце XIX и начале XX веков — Тома Робертса, Артура Стритона, Чарльза Кондера и Джона Рассела/ Они были тесно связаны со своими европейскими коллегами, но в то же время полностью отличались от них.
Клод Моне познакомил Джона Рассела со своей техникой живописи. Рассел дружил с Ван Гогом и приобщал Матисса к импрессионизму. Чарльз Кондер создавал работы, посещая кабаре Монмартра с Анри Тулуз-Лотреком… Удалось ли австралийским художникам передать свой оригинальный взгляд на мир?
Выходные в Ментоне
1888, 46.2×60.8 см
«Можно утверждать, что австралийцы справились с вызовами „пленэрной живописи“ лучше, чем британцы», — пишут кураторы выставки «Австралийские импрессионисты».
Брук-стрит
1886, 51.2×76.7 см
Пик влияния первого ключевого стиля современного искусства пришёлся на 1880-е — 1890-е годы. Но, само собой разумеется, главные действующие лица этого увлекательного действа учились или жили в Европе, а не на другом конце Земли.
Многие из 41-й работы в экспозиции прежде никогда не выставлялись в Великобритании. Среди них есть несколько шедевров, которые дают чёткий и оригинальный «австралийский ответ» импрессионистским тенденциям.
Слева: Артур Стритон, «Синий Тихий океан» (1890), фрагмент. Полную версию картины смотрите здесь
Том Робертс (1856 — 1931), Артур Стритон (1867 — 1943), Чарльз Кондер (1868 — 1909) и Джон Рассел (1858 — 1930) были ключевыми фигурами, которые способствовали формированию чувства идентичности у целого континента. Импрессионизм
был новым словом в австралийском искусстве, и четыре художника, перенявшие этот стиль из Франции, развернули его в полном свете в Южном полушарии.
На выставке в Лондоне представлен спектр от «моментальных зарисовок» кишащих жизнью городов Мельбурна и Сиднея до ослепительных изображения побережья и пространств, покрытых кустарниками (в Австралии они называются «бушлендами»). Картины Робертса, Стритона и Кондера олицетворяют растущее чувство национальной идентичности, с которым Австралия приблизилась к Федерации в 1901 году.
На выставке в Лондоне представлен спектр от «моментальных зарисовок» кишащих жизнью городов Мельбурна и Сиднея до ослепительных изображения побережья и пространств, покрытых кустарниками (в Австралии они называются «бушлендами»). Картины Робертса, Стритона и Кондера олицетворяют растущее чувство национальной идентичности, с которым Австралия приблизилась к Федерации в 1901 году.
Золотое лето, Иглмонт
1889, 81.3×152.6 см
В отличие от трёх уже упомянутых художников, Джон Рассел был австралийским эмигрантом. Он был сыном шотландского инженера, который попал в Австралию, когда Джон был еще ребенком. Унаследовав крупное состояние после смерти отца, Расселл решил стать художником. Проучившись семь лет в Лондоне, Рассел отправляется в Париж и учится в школе Фернана Кормона. Там он встретился и подружился с Ван Гогом. А Клод Моне лично знакомил Джона Рассела со своей необычной техникой.
Вообще, пересечений с известными личностями в биографии этого австралийца хватает: его первой супругой была красавица-итальянка, модель Огюста Родена. Семейство обзавелось усадьбой в Бретани, на острове Бель-Иль. Там Рассела навещал Анри Матисс, и именно Расселл познакомил того с импрессионистской живописью, с работами тогда малоизвестного Винсента Ван Гога. Ван Гог также высоко ценил собрата по цеху: он даже отправил Расселу для оценки свои 12 работ, сделанных во время первого летнего сезона в Арле. А портрет Ван Гога кисти Рассела, созданный в 1886 году, хранится в амстердамском музее гения — неоимпрессиониста.
Вообще, пересечений с известными личностями в биографии этого австралийца хватает: его первой супругой была красавица-итальянка, модель Огюста Родена. Семейство обзавелось усадьбой в Бретани, на острове Бель-Иль. Там Рассела навещал Анри Матисс, и именно Расселл познакомил того с импрессионистской живописью, с работами тогда малоизвестного Винсента Ван Гога. Ван Гог также высоко ценил собрата по цеху: он даже отправил Расселу для оценки свои 12 работ, сделанных во время первого летнего сезона в Арле. А портрет Ван Гога кисти Рассела, созданный в 1886 году, хранится в амстердамском музее гения — неоимпрессиониста.
Антибы
1891, 16.5×24 см
Как и его коллеги в Австралии, Рассел писал под открытым небом, чтобы захватить мимолётную игру света на ландшафте, но всё глубже уходил в эксперименты с использованием цвета. Здесь на него несомненное влияние оказывал молодой Анри Матисс.
Многие полотна, некоторые из которых одолжены у ведущих музеев Австралии и частных коллекционеров, до сих пор ещё не выставлялись в Великобритании. Экспозиция «Австралийские импрессионисты» приглашает посетителей понять, что импрессионизм
в своё время воспринимался как международное явление, которое трансформировалось во время своего путешествия по всему миру.
Побег
1891, 137.3×167.8 см
Биографии художников Стритона и Робертса пересеклись в 1886 году. Том Робертс, познакомившись со Стритоном, приглашает его присоединиться к группе художников, которые позже составили основу т.н. «гейдельбергской школы живописи»: коллеги работали на пленэре возле Гейдельберга (англ. Heidelberg), пригорода Мельбурна.
Выставку сопровождает красочный каталог, который ставит под сомнение распространённые стереотипы об импрессионизме, обогащает понятие «австралийское искусство» и демонстрирует международный характер этого художественно-исторического движения XIX века.
Ариадна
1895, 12.7×35.4 см
Выставка «Австралийские импрессионисты» в Национальной галерее в Лондоне откроется 7 декабря и продлится до 26 марта 2017 года.
По материалам Национальной галереи в Лондоне и artfund.org