войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве

В то время, как обычные советские граждане могли только мечтать увидеть западный мир, художник Георгий Малаков дважды посетил страны Европы — в 1959 и 1961 годах. Мастер зарисовок с присущим ему чувством юмора, доброй иронии и живым воображением запечатлел картины того мира, который советская пропаганда называла «загнивающим Западом». На выставке «Свободный мир глазами Георгия Малакова» в честь 90-летия со дня рождения графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
Национальный художественный музей Украины представляет работы, созданные под впечатлением от путешествий.
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
Георгий Малаков (1928−1979) работал в области станковой, книжной графики и экслибриса. В 1960—1970-х

Георгий Малаков (1928−1979) работал в области станковой, книжной графики и экслибриса. В 1960—1970-х годы он оформил более 120-ти изданий мировой и украинской классики, а также стал первым украинским профессиональным иллюстратором научной фантастики.

Фото: Георгий Малаков в Атомиуме — футуристическом сооружении, спроектированном к открытию Всемирной выставки в Брюсселе 1958 року и символизирующий мирные возможности атомной энергии. Источник: kredit. be-inart.com


В творчестве художника прослеживается несколько тем, которые его особо волновали на протяжении всей жизни, и мастер создавал целые графические серии, посвященные любимым сюжетам. В своих работах Малаков обращался к событиям Великой Отечественной войны, эпохе Средневековья, иллюстрировал приключенческую литературу, произведения писателей-фантастов и детские сказки.
«То, что не нарисовано, — то не прочувствовано, не пережито, не изучено» — Георгий Малаков.
На выставке представлены графические серии «Бенилюкс» и «Вокруг Европы». Отбирая самые яркие сюжеты среди десятков рисунков, сделанных во время поездок, художник переосмысливает увиденное, и прибегая к контрастным сравнениям и стилизации, обобщает свои впечатления в линогравюрах, впервые обращаясь к этой технике в своем творчестве.
Во время самого путешествия художник жадно зарисовывал все, что видел на улицах европейских городов. Эти уникальные эскизы и наброски демонстрируются на выставке в формате слайд-шоу. В рисунках тушью, фломастером, акварелью, графитовым и цветными карандашами заметно искреннее восхищение автора графическим дизайном рекламы мировых брендов, модной одеждой, прическами, характерными типажами и бытовыми сценами. Многие годы художник использовал образы, схваченные в этих поездках, в своих книжных иллюстрациях.
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
В творчестве Георгию Малакова помогала его феноменальная память. Он мог в малейших деталях изобразить в рисунке только лишь раз увиденное, чем всегда удивлял своих сокурсников и преподавателей в художественном институте. Будучи подростком, он был свидетелем фашистской оккупации Киева и его наблюдения стали богатейшим материалом для произведений, выполненных спустя двадцать лет.

Во время зарубежных путешествий, если не было возможности остановиться и сделать зарисовку, он вечерами в гостинице по памяти рисовал все, что заинтересовало его в течении дня. Иногда это были просто схематические изображения. Позже в мастерской эти эскизы становились основой для создания гравюр с множеством деталей. Георгий Малаков никогда не испытывал недостатка в сюжетах. Наоборот, перед ним всегда стояла другая проблема: какие темы разрабатывать в первую очередь, каким отдать предпочтение перед другими, не менее увлекательными.

Один из участников поездки по странам Бенилюкса, наблюдая за художником вспоминал: «Мне интереснее было смотреть не в окно автобуса, а на страницы его большого блокнота, где не просто появлялось то, что можно было увидеть самому… [], но и то, что дорисовывала его фантазия или острая наблюдательность — жанровые сценки, какие-то необычные ракурсы, ему одному понятные подробности, которые делали эскизы необыкновенно живыми, интересными или смешными» (из книги Натальи Беличко и Дмитрия Малакова «Георгій Малаков: Життя і творчість»).
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
О том, каким образом художнику удалось побывать за границей, и какие курьезные ситуации пришлось пережить, на выставке рассказывал брат Георгия — историк-краевед Дмитрий Малаков.

Георгий Малаков отправился в путешествие по странам Бенилюкса в июле 1959 года. Это была туристическая поездка, организованная для деятелей культуры и искусства гостиницей «Интурист». Когда в Союзе художников Георгий увидел объявление о наборе группы, то сразу записался, несмотря на космическую стоимость путевки в 4 500 рублей! Желающих увидеть европейские страны набралось вместо 30-ти запланированных только 11 человек — самых самоотверженных и отчаянных путешественников. Как и другие участники роскошного турне, Гога одолжил деньги у родственников и знакомых, и начал готовиться к поездке. Ему предстояло пройти медкомиссию, получить рекомендации и согласие с места работы, что засвидетельствовал протокол специальной комиссии Союза художников, и, конечно, прослушать соответствующий инструктаж о поведении советских граждан, выезжающих в капиталистические страны.

В июле 1959 года из Москвы летели две советских делегации: московская группа — в Париж, киевская — в Амстердам. Киевляне немного завидовали москвичам, но, когда летели обратно, выяснилось, что разочарованы были москвичи: в Париже им показывали только «ленинские места» и рабочие кварталы.
Киевляне колесили по городам Бельгии, Нидерландов и Люксембурга на автобусе в сопровождении гида, посещая музеи, храмы и монастыри. Туристы были удивлены, увидев спокойную размеренную жизнь европейцев, и первое, на что они обратили внимание — это доброжелательность и раскованность иностранцев.
Художник вспоминал, что его впечатляло абсолютно все, что он видел на улицах города: множество велосипедистов; изобилие рекламы; уличные художники и музыканты; туристические баржи — семейный бизнес многих жителей Амстердама; дамы полусвета, свободно сидящие за столиками в кафе; монахини, спешащие по каким-то делам вне стен монастыря.
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве
Как-то ответственный группы отлучился на несколько дней и туристы были предоставлены сами себе. Прог

Как-то ответственный группы отлучился на несколько дней и туристы были предоставлены сами себе. Прогуливаясь по городу, Георгий набрел на магазинчик, где продавалась литература для мужчин. Купить «Плейбой» он не решился, но приобрел альбомчик «Камера» с изображениями соблазнительных женских фигур. Этот сувенир пригодился художнику в работе.

В 1960-е годы Малаков блестяще проиллюстрировал новеллы Бокаччо «Декамерон». По словам искусствоведа Юрия Беличко, сделал он это виртуозно: «Был он уникальным мастером рисунка, находившим проявление, в частности, в одной области, в которой он не имел себе равных, — изображению эротических сцен иногда в довольно рискованных ситуациях. Но благодаря природному такту, чувству этики и эстетики, всегда с честью выходил из ситуации, не пренебрегая правилами приличия. Шутя называл эти работы „для тех, кто курит“, имея в виду дореволюционные коробки для папирос с фривольными сценками на оборотной стороне крышки ради увеличения спроса».

Г. Малаков. Из серии «Бенилюкс», 1960 год, линогравюра

В другой раз с туристами произошла комическая история — им случайно удалось побывать на стриптизе. Киевляне зашли в развлекательное заведение, в программе которого кроме циркового и музыкального представления, значился и стриптиз. Молодые ребята уговаривали руководителя группы остаться, а тот, видимо, не заметив никакой опасности, согласился. Когда дело дошло до последнего номера, ответственный спохватился и поспешил вывести своих из зала, но охрана не выпустила, а администратор пояснил, что до конца сеанса никто не может выходить, чтобы не делать заведению антирекламу. Пришлось остаться. После сеанса руководитель наставлял туристов: «Запомните: вы никогда не видели этот номер».
Георгий Малаков. «Муза Бенилюкса»
Георгий Малаков. «Муза Бенилюкса»
В следующее путешествие художник отправился зимой 1961 года. В Риге он сел на теплоход «Эстония» и отправился в круиз вокруг Европы. Он побывал в Осло, Лондоне, Кале, Париже, Риме, Неаполе, Помпеях, Афинах и Стамбуле.
Малаков принадлежал к той счастливой категории людей, которые, имея какое-то страстное увлечение, переносят его на все, чем занимаются. Поэтому и зритель никогда не остается равнодушным к его работам. Его привлекают веселые нотки, привнесенные автором в сюжет, и содержательный рассказ, и множество развлекательных подробностей, а, главное, — острая выдумка, которая никогда не оставляла места для банальности. Этой выдумкой пронизано все, что вышло из-под руки мастера. Так считал друг художника и многолетний исследователь его творчества Юрий Беличко.
Рекомендуемые работы
Светлана Макарова. Хранители
Хранители
2020, 60×80 см
Наталия Припутникова. Гитара
  • Реклама
Гитара
2020, 60×45 см
$223
Оригинал
Ганс Хайнер Бор. Контрабанда
  • Реклама
Контрабанда
2024, 130×180 см
€10
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Кувшинки
  • Реклама
Кувшинки
2021, 50×40 см
$103
Оригинал
Кенберг. らすのとまりけ
  • Реклама
らすのとまりけ
100×60 см
$2 050
Оригинал
Выставка «Свободный мир глазами Георгия Малакова» продлится до 1 июля 2018 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме.

Автор: Ирина Олих. Главная иллюстрация: Г. Малаков «Тротуар в Брюсселе. Из серии «Бенилюкс», линогравюра
Линогравюра – способ использования линолеума для создания отпечатков. Наряду с ксилографией относится к группе техник высокой печати, где след на бумаге оставляют выступающие части пластины. Хотя сам линолеум как напольное покрытие был изобретён в 1860-х годах, технику линогравюры впервые опробовали где-то между 1905 и 1913 годами художники группы «Мост» (Die Brücke) в Германии, где подобным образом печатались обои.
Читать дальше
, 1960 год. По материалам Национального художественного музея Украины и статьи Юрия Беличко «Художник Георгій Малаков». Иллюстрации эскизов — скриншоты видео «Дмитро Малаков: закордон очима Георгія Малакова».