Георгий Малаков (1928−1979) работал в области станковой, книжной графики и экслибриса. В 1960—1970-х годы он оформил более 120-ти изданий мировой и украинской классики, а также стал первым украинским профессиональным иллюстратором научной фантастики.
Фото: Георгий Малаков в Атомиуме — футуристическом сооружении, спроектированном к открытию Всемирной выставки в Брюсселе 1958 року и символизирующий мирные возможности атомной энергии. Источник: kredit. be-inart.com
Во время зарубежных путешествий, если не было возможности остановиться и сделать зарисовку, он вечерами в гостинице по памяти рисовал все, что заинтересовало его в течении дня. Иногда это были просто схематические изображения. Позже в мастерской эти эскизы становились основой для создания гравюр с множеством деталей. Георгий Малаков никогда не испытывал недостатка в сюжетах. Наоборот, перед ним всегда стояла другая проблема: какие темы разрабатывать в первую очередь, каким отдать предпочтение перед другими, не менее увлекательными.
Один из участников поездки по странам Бенилюкса, наблюдая за художником вспоминал: «Мне интереснее было смотреть не в окно автобуса, а на страницы его большого блокнота, где не просто появлялось то, что можно было увидеть самому… [], но и то, что дорисовывала его фантазия или острая наблюдательность — жанровые сценки, какие-то необычные ракурсы, ему одному понятные подробности, которые делали эскизы необыкновенно живыми, интересными или смешными» (из книги Натальи Беличко и Дмитрия Малакова «Георгій Малаков: Життя і творчість»).
Георгий Малаков отправился в путешествие по странам Бенилюкса в июле 1959 года. Это была туристическая поездка, организованная для деятелей культуры и искусства гостиницей «Интурист». Когда в Союзе художников Георгий увидел объявление о наборе группы, то сразу записался, несмотря на космическую стоимость путевки в 4 500 рублей! Желающих увидеть европейские страны набралось вместо 30-ти запланированных только 11 человек — самых самоотверженных и отчаянных путешественников. Как и другие участники роскошного турне, Гога одолжил деньги у родственников и знакомых, и начал готовиться к поездке. Ему предстояло пройти медкомиссию, получить рекомендации и согласие с места работы, что засвидетельствовал протокол специальной комиссии Союза художников, и, конечно, прослушать соответствующий инструктаж о поведении советских граждан, выезжающих в капиталистические страны.
В июле 1959 года из Москвы летели две советских делегации: московская группа — в Париж, киевская — в Амстердам. Киевляне немного завидовали москвичам, но, когда летели обратно, выяснилось, что разочарованы были москвичи: в Париже им показывали только «ленинские места» и рабочие кварталы.
Художник вспоминал, что его впечатляло абсолютно все, что он видел на улицах города: множество велосипедистов; изобилие рекламы; уличные художники и музыканты; туристические баржи — семейный бизнес многих жителей Амстердама; дамы полусвета, свободно сидящие за столиками в кафе; монахини, спешащие по каким-то делам вне стен монастыря.
Как-то ответственный группы отлучился на несколько дней и туристы были предоставлены сами себе. Прогуливаясь по городу, Георгий набрел на магазинчик, где продавалась литература для мужчин. Купить «Плейбой» он не решился, но приобрел альбомчик «Камера» с изображениями соблазнительных женских фигур. Этот сувенир пригодился художнику в работе.
В 1960-е годы Малаков блестяще проиллюстрировал новеллы Бокаччо «Декамерон». По словам искусствоведа Юрия Беличко, сделал он это виртуозно: «Был он уникальным мастером рисунка, находившим проявление, в частности, в одной области, в которой он не имел себе равных, — изображению эротических сцен иногда в довольно рискованных ситуациях. Но благодаря природному такту, чувству этики и эстетики, всегда с честью выходил из ситуации, не пренебрегая правилами приличия. Шутя называл эти работы „для тех, кто курит“, имея в виду дореволюционные коробки для папирос с фривольными сценками на оборотной стороне крышки ради увеличения спроса».
Г. Малаков. Из серии «Бенилюкс», 1960 год, линогравюра
Автор: Ирина Олих. Главная иллюстрация: Г. Малаков «Тротуар в Брюсселе. Из серии «Бенилюкс», линогравюра , 1960 год. По материалам Национального художественного музея Украины и статьи Юрия Беличко «Художник Георгій Малаков». Иллюстрации эскизов — скриншоты видео «Дмитро Малаков: закордон очима Георгія Малакова».