Регистрация

«Свободный мир глазами Георгия Малакова»: Европа 1960-х на выставке в Киеве

Мне нравится0       0  
В то время, как обычные советские граждане могли только мечтать увидеть западный мир, художник Георгий Малаков дважды посетил страны Европы — в 1959 и 1961 годах. Мастер зарисовок с присущим ему чувством юмора, доброй иронии и живым воображением запечатлел картины того мира, который советская пропаганда называла «загнивающим Западом». На выставке «Свободный мир глазами Георгия Малакова» в честь 90-летия со дня рождения графика Национальный художественный музей Украины представляет работы, созданные под впечатлением от путешествий.

Георгий Малаков (1928−1979) работал в области станковой, книжной графики и экслибриса. В 1960—1970-х годы он оформил более 120-ти изданий мировой и украинской классики, а также стал первым украинским профессиональным иллюстратором научной фантастики.

Фото: Георгий Малаков в Атомиуме — футуристическом сооружении, спроектированном к открытию Всемирной выставки в Брюсселе 1958 року и символизирующий мирные возможности атомной энергии. Источник: kredit. be-inart.com


В творчестве художника прослеживается несколько тем, которые его особо волновали на протяжении всей жизни, и мастер создавал целые графические серии, посвященные любимым сюжетам. В своих работах Малаков обращался к событиям Великой Отечественной войны, эпохе Средневековья, иллюстрировал приключенческую литературу, произведения писателей-фантастов и детские сказки.
«То, что не нарисовано, — то не прочувствовано, не пережито, не изучено» — Георгий Малаков.
На выставке представлены графические серии «Бенилюкс» и «Вокруг Европы». Отбирая самые яркие сюжеты среди десятков рисунков, сделанных во время поездок, художник переосмысливает увиденное, и прибегая к контрастным сравнениям и стилизации, обобщает свои впечатления в линогравюрах, впервые обращаясь к этой технике в своем творчестве.
Во время самого путешествия художник жадно зарисовывал все, что видел на улицах европейских городов. Эти уникальные эскизы и наброски демонстрируются на выставке в формате слайд-шоу. В рисунках тушью, фломастером, акварелью, графитовым и цветными карандашами заметно искреннее восхищение автора графическим дизайном рекламы мировых брендов, модной одеждой, прическами, характерными типажами и бытовыми сценами. Многие годы художник использовал образы, схваченные в этих поездках, в своих книжных иллюстрациях.
В творчестве Георгию Малакова помогала его феноменальная память. Он мог в малейших деталях изобразить в рисунке только лишь раз увиденное, чем всегда удивлял своих сокурсников и преподавателей в художественном институте. Будучи подростком, он был свидетелем фашистской оккупации Киева и его наблюдения стали богатейшим материалом для произведений, выполненных спустя двадцать лет.

Во время зарубежных путешествий, если не было возможности остановиться и сделать зарисовку, он вечерами в гостинице по памяти рисовал все, что заинтересовало его в течении дня. Иногда это были просто схематические изображения. Позже в мастерской эти эскизы становились основой для создания гравюр с множеством деталей. Георгий Малаков никогда не испытывал недостатка в сюжетах. Наоборот, перед ним всегда стояла другая проблема: какие темы разрабатывать в первую очередь, каким отдать предпочтение перед другими, не менее увлекательными.

Один из участников поездки по странам Бенилюкса, наблюдая за художником вспоминал: «Мне интереснее было смотреть не в окно автобуса, а на страницы его большого блокнота, где не просто появлялось то, что можно было увидеть самому… [], но и то, что дорисовывала его фантазия или острая наблюдательность — жанровые сценки, какие-то необычные ракурсы, ему одному понятные подробности, которые делали эскизы необыкновенно живыми, интересными или смешными» (из книги Натальи Беличко и Дмитрия Малакова «Георгій Малаков: Життя і творчість»).
О том, каким образом художнику удалось побывать за границей, и какие курьезные ситуации пришлось пережить, на выставке рассказывал брат Георгия — историк-краевед Дмитрий Малаков.

Георгий Малаков отправился в путешествие по странам Бенилюкса в июле 1959 года. Это была туристическая поездка, организованная для деятелей культуры и искусства гостиницей «Интурист». Когда в Союзе художников Георгий увидел объявление о наборе группы, то сразу записался, несмотря на космическую стоимость путевки в 4 500 рублей! Желающих увидеть европейские страны набралось вместо 30-ти запланированных только 11 человек — самых самоотверженных и отчаянных путешественников. Как и другие участники роскошного турне, Гога одолжил деньги у родственников и знакомых, и начал готовиться к поездке. Ему предстояло пройти медкомиссию, получить рекомендации и согласие с места работы, что засвидетельствовал протокол специальной комиссии Союза художников, и, конечно, прослушать соответствующий инструктаж о поведении советских граждан, выезжающих в капиталистические страны.

В июле 1959 года из Москвы летели две советских делегации: московская группа — в Париж, киевская — в Амстердам. Киевляне немного завидовали москвичам, но, когда летели обратно, выяснилось, что разочарованы были москвичи: в Париже им показывали только «ленинские места» и рабочие кварталы.
Киевляне колесили по городам Бельгии, Нидерландов и Люксембурга на автобусе в сопровождении гида, посещая музеи, храмы и монастыри. Туристы были удивлены, увидев спокойную размеренную жизнь европейцев, и первое, на что они обратили внимание — это доброжелательность и раскованность иностранцев.
Художник вспоминал, что его впечатляло абсолютно все, что он видел на улицах города: множество велосипедистов; изобилие рекламы; уличные художники и музыканты; туристические баржи — семейный бизнес многих жителей Амстердама; дамы полусвета, свободно сидящие за столиками в кафе; монахини, спешащие по каким-то делам вне стен монастыря.

Как-то ответственный группы отлучился на несколько дней и туристы были предоставлены сами себе. Прогуливаясь по городу, Георгий набрел на магазинчик, где продавалась литература для мужчин. Купить «Плейбой» он не решился, но приобрел альбомчик «Камера» с изображениями соблазнительных женских фигур. Этот сувенир пригодился художнику в работе.

В 1960-е годы Малаков блестяще проиллюстрировал новеллы Бокаччо «Декамерон». По словам искусствоведа Юрия Беличко, сделал он это виртуозно: «Был он уникальным мастером рисунка, находившим проявление, в частности, в одной области, в которой он не имел себе равных, — изображению эротических сцен иногда в довольно рискованных ситуациях. Но благодаря природному такту, чувству этики и эстетики, всегда с честью выходил из ситуации, не пренебрегая правилами приличия. Шутя называл эти работы „для тех, кто курит“, имея в виду дореволюционные коробки для папирос с фривольными сценками на оборотной стороне крышки ради увеличения спроса».

Г. Малаков. Из серии «Бенилюкс», 1960 год, линогравюра

В другой раз с туристами произошла комическая история — им случайно удалось побывать на стриптизе. Киевляне зашли в развлекательное заведение, в программе которого кроме циркового и музыкального представления, значился и стриптиз. Молодые ребята уговаривали руководителя группы остаться, а тот, видимо, не заметив никакой опасности, согласился. Когда дело дошло до последнего номера, ответственный спохватился и поспешил вывести своих из зала, но охрана не выпустила, а администратор пояснил, что до конца сеанса никто не может выходить, чтобы не делать заведению антирекламу. Пришлось остаться. После сеанса руководитель наставлял туристов: «Запомните: вы никогда не видели этот номер».
Георгий Малаков. «Муза Бенилюкса»
В следующее путешествие художник отправился зимой 1961 года. В Риге он сел на теплоход «Эстония» и отправился в круиз вокруг Европы. Он побывал в Осло, Лондоне, Кале, Париже, Риме, Неаполе, Помпеях, Афинах и Стамбуле.
Малаков принадлежал к той счастливой категории людей, которые, имея какое-то страстное увлечение, переносят его на все, чем занимаются. Поэтому и зритель никогда не остается равнодушным к его работам. Его привлекают веселые нотки, привнесенные автором в сюжет, и содержательный рассказ, и множество развлекательных подробностей, а, главное, — острая выдумка, которая никогда не оставляла места для банальности. Этой выдумкой пронизано все, что вышло из-под руки мастера. Так считал друг художника и многолетний исследователь его творчества Юрий Беличко.
Выставка «Свободный мир глазами Георгия Малакова» продлится до 1 июля 2018 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме.

Автор: Ирина Олих. Главная иллюстрация: Г. Малаков «Тротуар в Брюсселе. Из серии «Бенилюкс», линогравюра×
Линогравюра – одна из самых популярных техник печатной графики. Это способ получения изображения, при котором рисунок вырезают на линолиуме, толщиной до 3 мм, покрывают полученные контуры краской, а после делают их оттиск на бумаге. Техника возникла в конце XIX – начале XX века вместе с изобретением линолиума и позволила создавать масштабные гравюры.
читать дальше
, 1960 год. По материалам Национального художественного музея Украины и статьи Юрия Беличко «Художник Георгій Малаков». Иллюстрации эскизов — скриншоты видео «Дмитро Малаков: закордон очима Георгія Малакова».
Комментировать Комментарии
HELP