Роскошная экспозиция «Соролья и мода» одновременно работает в Доме-музее Хоакина Сорольи и в Музее Тиссена-Борнемисы. До конца мая 2018 года в Мадриде представлено более семидесяти картин испанского импрессиноиста плюс изысканные наряды, сохранившиеся с далеких времен и тщательно подобранные к каждой работе.
«Только поверхностные люди не судят по внешности»
Оскар Уальд. «Портрет Дориана Грея».
Роман, содержащий столь подходящую к идее выставки цитату, впервые был опубликован в 1890 году, — в самый расцвет «прекрасной эпохи» в Европе. Это удивительное время связано с культурным бумом, громкими открытиями в мире науки, развитием фотографии и рождением кино. Становятся необычайно популярны опера, кафе, прогулки по бульвару, и, конечно, все это создает идеальную почву для развития моды. Особенно трепетно относились к «модным штучкам» аристократы, так как в то время, действительно, судили по внешности и именно она определяла статус персоны. Хоакину Соролье посчастливилось быть частью расцвета европейской культуры и он, неожиданно для себя и к нашему удовольствию, становится летописцем и портретистом «прекрасной эпохи» рубежа
Фото: Ricardo Del Rivero, источник — museothyssen.org
Организаторы выставки «Соролья и мода» предлагают посмотреть на художника с другой стороны: работы в залах музея Тиссен-Борнемиса дают нам представление о внимательном взгляде Хоакина Сорольи на меняющиеся эстетические представления о моде. Изысканный вкус художника, пылкий интерес ко всему, что его окружает, а также принадлежность к высшему сословию позволяли ему держать руку на пульсе последних событий в мире моды и быть самым страстным участником стремительно меняющейся жизни.
Залы временной выставки в Музее Тиссена-Борнемисы спланированы так, чтобы создать у зрителей ощущение кружения в вальсе среди шикарных платьев, украшений и лиц аристократов, смотрящих с картин Хоакина Сорольи. В самом начале этого вихря организаторы знакомят публику с художником, который превыше всего ценил свою семью; с картинами, где его жена, его муза Клотильда предстает, облаченная в роскошные платья, сшитые по последнему «писку моды». Именно эти картины всегда украшали семейный очаг, мастерскую художника и становились его визитной карточкой. Или же, если хотите, рекламой, благодаря которой Хоакин Соролья получал множество заказов на портреты самых влиятельных людей своего времени.
Сеньора де Соролья в чёрном (Клотильда Гарсиа дель Кастильо)
1906, 186.7×118.7 см
В творчестве художника семейные портреты занимают особое место: пожалуй, они самые эмоциональные, самые нежные и запоминающиеся. Очень часто, бывая в Париже или в Америке, Соролья ищет самые последние модели платьев для жены и дочерей и пишет в письмах Клотильде: «В следующем письме пришли мне свои мерки и размер ноги, я увидел потрясающие туфельки для тебя. Если хочешь я куплю такое же пальто для Елены, как у Марии. И не злись на меня, ты же знаешь, это то, что мне более всего нравится, и единственное, что я ценю в жизни — это вы и моя живопись».
Клотильда прогуливается в садах Ла-Граньи
1907, 431.8×254 см
Скриншот онлайн каталога выставки: картина и наряд, представленные в экспозиции
На известной работе «Моя семья» (1901) художник изобразил жену с детьми Марией, Хоакином и Еленой, а заодно и свое отражение в зеркале. Критики усмотрели в этой работе обращение к «Менинам» Веласкеса.
Скриншот виртуального тура по выставке
После прекрасного дефиле Клотильды и детей художника, выставочные кружащие переходы уносят нас в другое пространство, где на подиум выходят испанские короли и представители высшего общества. Здесь Хоакин Соролья пытается разгадать душу аристократии, стиль ее жизни и особенно — их страсть и желание всячески подчеркнуть принадлежность к высокому статусу. Платья и костюмы как ничто другое отличали социальные классы того времени. Неожиданно возникают прямые параллели с картинами Валентина Серова, который, по мнению автора этого репортажа, занимает ту же нишу в русском искусстве, что и Соролья в испанском.
Здесь вы увидите большой парадный портрет
короля в Альфонса XIII в натуральный рост в парке. Соролья пишет супруге о своей работе: «…он очень красив, в своем чудесном костюме гусара из Павии, который одет на нем на особый испанский манер, так хотел сам король».
Король Альфонсо XIII в гусарской униформе
1907, 208×108.5 см
Картина и фотография, запечатлевшая художника в процессе создания этой работы, представлены на выставке рядом. Источник фото: онлайн каталог выставки
«В 18 лет Соролья отправился в столицу. Он копировал полотна Веласкеса, Риберы, Эль Греко в Прадо и отправлял свои работы на разные выставки — поначалу безуспешно. И вот, наконец, первая серьезная награда — серебряная медаль национальной выставки в Мадриде 1884 года… В 40 лет Хоакин Соролья уже считался главным испанским художником современности… Наполненные легкостью и радостью работы публика принимала очень тепло. Первая крупная (около 500 работ!) персональная выставка художника прошла в Париже в 1906 году. Тогда же Соролью „повысили“ до офицера ордена Почетного легиона…» — из биографии художника в Артхиве.
Прогулка по берегу моря
1909, 205×200 см
Насладившись пышным величием парадных портретов, за следующим поворотом зритель оказывается совсем в другом мире: из помпезных интерьеров мы окунаемся в лето, где ветер подхватывает легкие вуали элегантных летних нарядов и развивает их на фоне северного морского побережья Испании. После того, как медики обнаружили, что теплый сухой климат хорошо влияет на здоровье и исцеляет от некоторых заболеваний, среди аристократии стали невероятно популярны курорты в Сараусе, Сан-Себастьяне и на пляжах Леванте. Здесь мы узнаем «настоящего» Соролью — мастера света, импрессиониста, воспитанного морем. На картинах появляются неотъемлемые атрибуты летнего костюма — зонтики, шляпки, которые то тут, то там срывает порывами ветра. Соролья останавливает «прекрасные мгновенья» и с большой любовью и теплотой пишет свои знаменитые картины: «Под навесом», «Елена на пляже», «Прогулка по берегу моря» (1909, иллюстрация выше). К слову, это одна из самых известных картин мастера. Для нее позировали супруга художника Клотильда и старшая дочь Мария.
Елена на пляже
1909, 200×120 см
Последняя тема всей экспозиции посвящена изменяющемуся миру моды — Парижу и Нью-Йорку, которые задавали тенденции современной жизни. Организаторы выставки подчеркивают, что картины Сорольи не только отражают современность, но также рассказывают нам об изменении роли женщины в обществе, когда дама начинает наряжаться не только для услады взора и демонстрации статуса супруга, но и просто для себя. Здесь выставлено знаменитое дельфийское платье, созданное испанским модельером Мариано Фортуни (Артхив писал об отце мастера, художнике, упоминая и о младшем представителе славной фамилии). На картине «Елена в желтой тунике» любимая дочь Сорольи одета именно в такое платье, которое художник одним из первых приобретает для нее в Париже.
Елена в жёлтой тунике
1909, 112×92 см
По словам Гильермо Солана — художественного директора музея Тиссен-Борнемиса, — мода Соролье служит для того, чтобы отразить реальность, в которой он живет, и каждая картина художника становится временным туннелем, приоткрывающим зрителю завесу истории «прекрасной эпохи» Европы.
Справка Артхива: выставка «Соролья и мода» одновременно работает в Доме-музее Хоакина Сорольи и в Музее Тиссена-Борнемисы. В экспозиции — около 70 картин из испанских и зарубежных музеев и частных коллекций. Некоторые работы представлены широкой публике впервые. Организаторы выставки представляют также и онлайн каталог выставки, а еще — виртуальную прогулку по залам с экспозицией (скриншоты приведены выше).
Юлиана Армур Фергюсон
1909, 297×104.1 см
Валенсийский конь
1906, 200.5×187 см
Скриншот виртуального тура
Фото (guias-viajar.com) из Музея Тиссена-Борнемисы
Фото (ponfeyesperanzaentuvida.blogspot.com) и работа из экспозиции в Доме-музее Хоакина Сорольи
На песке, пляж в Сараусе
1910, 99×125 см
Выставки продлятся до 27 мая 2018 года и будут интересны не только поклонникам творчества Хоакина Сорольи, но также модельерам и исследователям стремительно удаляющейся от нас во времени «прекрасной эпохи».
Автор: Наталья Макшеева
Автор: Наталья Макшеева
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме