«Прогулка по берегу моря» — главный экспонат Музея Сорольи, размещенного в мадридском доме живописца. Полотно не покидало особняк с 1911 года, когда он был построен.
На картине Соролья изобразил свою жену Клотильду и старшую дочь Марию. Члены семьи — супруга и трое детей — были излюбленными моделями художника, он запечатлел их на множестве портретов и жанровых картин (
1,
2,
3,
4). «Прогулка по берегу моря» — самая известная из этих работ.
Соролья работал над полотном в Валенсии в 1909 году. Он только что вернулся в Испанию из Америки, где с огромным успехом прошли его персональные выставки в Нью-Йорке, Буффало и Бостоне и где он создал около 20 портретов, в том числе тогдашнего
президента США Тафта.
Вырученные деньги позволили Соролье заняться строительством собственного дома в Мадриде, где он жил уже 20 лет. Но это будет чуть позже. Большую часть лета и начало осени художник провел в родном городе. В этот период он создал ряд ярких полотен, три из которых считаются хрестоматийными:
«Мальчики на пляже»,
«Купание лошади» и, собственно, «Прогулка по берегу моря».
На картине мы видим двух женщин, которые неспешно прогуливаются вдоль побережья перед закатом. Они грациозны, одеты в элегантные белые платья и модные туфли. Образы завершают бежевые шляпы, украшенные цветами, и белый зонт, который удерживает в руках женщина постарше (Клотильда).
Полотно по сюжету очень отличается от других работ художника, на которых изображено морское побережье. Чаще всего он исследовал взаимоотношения человека и природы, точнее моря, — героями полотен становились валенсийские рыбаки или играющие в воде дети (
1,
2). Реже Соролья
писал пейзажи. В данном случае перед нами картина условного жанра «прогулка по набережной». На ней зафиксирован новый для Испании начала XX столетия вид досуга аристократии и буржуазии.
Работа отличается композиционной смелостью. Как и на многих других картинах этого периода, Соролья выносит горизонт за пределы холста. Кроме того, он частично «обрезает» шляпу женщины слева, используя фотографический принцип кадрирования. Вода (длинные мазки голубого, бирюзового, лилового цветов) и песок (рыхлые бежевые и голубые мазки, с примесью белого цвета) служат лишь обрамлением для двух изящных фигур. А вот детали наряда женщин и зонтик становятся важными структурными элементами композиции. Развевающийся на ветру шифон подчеркивает скоротечность мгновения. Использовав серый, голубой и лиловый цвета, художник мастерски выписал светотени на белых платьях.
Отнести «Прогулку по морю» к какому-либо стилю довольно трудно. Хотя Соролью записали в испанские импрессионисты, эту картину некоторые исследователи относят к постимпрессионизму. Одно можно сказать наверняка: в светлом красочном полотне, наполненном витализмом, в полной мере проявилась творческая свобода уникального художника.
Автор: Лариса Кузора