Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
В Мадриде с 21 ноября 2017 до 18 марта 2018 года проходит крупная ретроспектива творчества прекрасного испанского художника,чье имя озарило искусство 19 века и уверенно зазвучало во всей Европе после смерти великого Гойи. Экспозиция в Мадриде — первая монография Фортуни, которую организует музей Прадо,выставляя в своих залах 169 полотен,67 из которых впервые покинули свои музейные и частные коллекции.
Выставочные залы разместили работы Мариано Фортуни в хронологическом порядке так,что зритель,проходя через них,может исследовать весь творческий путь художника,и понять,какие мастера,школы,культуры повлияли на его творчество.
В первых залах нас встречает юный Фортуни,который учится в Риме на стипендию муниципалитета Барселоны и оттачивает свое академическое мастерство,закладывая прочный фундамент,на котором будет основываться весь его путь мастера-виртуоза. Уже здесь 23-летнего молодого художника отличает замечательное чувство цвета,глубокое понимание формы,его любовь к акварельной технике,его тонкая кисть,которая зачастую совмещает в себе и живописный мазок и графический штрих,а также его страсть к деталям,драпировкам и орнаменту.
Эта страсть полностью захватит все его существо в Африке,куда он,сразу после Рима,будет послан волонтером на 2 года для зарисовок эпизодов испано-марокканской войны. Об этом периоде нам рассказывает следующий выставочный зал,где кроме военных сцен,появляются сцены арабского быта,арабские типажи и где царят особый цвет,свет и колорит северной Африки.
Жизнь в Марокко ощутимо повлияла на всё последующее творчество художника. Даже после того,как он возвращается в Европу,африканские мотивы продолжают проходить ярким лейтмотивом по всей партитуре его творчества. Свои арабские фантазии он рисует по воображению и по памяти с невероятной точностью натурных сессий. Именно за эту любовь к знойной экзотике и восточным мотивам рядом с именем Мариано Фортуни в книгах по искусству обычно пишут: «художник-ориенталист».
Период с 1863 по 1868 годы складывается для художника благоприятно: в Мадриде он получает заказ на потолочную роспись резиденции королевы Изабеллы II,в Мадриде же он находит и свою любовь. Фортуни и женится на Сесилии Мадрасо — к слову,она весьма кстати оказывается дочерью известного испанского художника Фредерико Мадрасо — придворного художника и директора музея«Прадо». Эта свадьба,разумеется,укрепляет положение Фортуни в обществе и в художественной среде.
Слева: Мариано Фортуни,«Сесилия де Мадрасо»
Отдельный зал на выставке отведен под офорты Мариано Фортуни: в его графике 1865 — 1869 годов все так же доминируют арабские мотивы. Ещё в своём первом путешествии в Африку художник осознал,что офорт — наиболее подходящая техника,для того чтобы передать загадочный мир этой удивительной страны.
В технике офорта главные художественные ориентиры для Фортуни — Рибера, Рембрандт и Гойя, он заочно учится у этих мастеров. В своих записях художник однажды напишет: «С каждым днем я нахожу все больше общего между тем,что искал Гойя и тем,что ищу я».
Благодаря своей дружбе с известным торговцем картинами Адольфом Гупилем Фортуни добивается международного признания. Период с 1868—1870 год — пиковый отрезок карьеры мастера и невероятный взлет его творчества. В это время создаются знаменитые жанровые картины художника«Викарий» и «Выбор модели», которые приносят ему громкую славу. Это достаточно большие полотна со сложными многофигурными композициями,которые можно рассматривать часами,ведь«конек» Фортуни — это детали. Их также отличает поистине импрессионистским колорит и особая выразительность персонажей.
С 1870 по 1872 год художник проводит в Гранаде. Специфический цвет андалузской земли,выжигающий улицы полдень… Мастер снова погружен в столь любимую им атмосферу востока. Педро де Мадрасо, — испанский художник,поэт,искусствовед,издатель, — пишет о Фортуни: «Он часами пропадал в восхитительных залах царей грандского эмирата — там он медитировал,искал вдохновения и новые идеи,которые потом с мастерством воплощала в жизнь его удивительная кисть».
Одна из лучших картин Фортуни — «Трибунал Альгамбры». Это очень медитативная вещь: несмотря на то,что сюжет описывает судебный процесс над заключенными,картина не вызывает ощущения гнетущей драмы. Все здесь затаилось и замерло: Фортуни наполил свое полотно застывшим светом и обжигающим воздухом,а малахитовые витражи
Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. Читать дальше
и плитка словно затягивают зрителя в сказки из «Тысячи и одной ночи».
Последние два года жизни художник живет с семьей в Италии,большей частью на побережье Неаполя в Портичи. Работы этого периода наполнены невероятной нежностью. Семейный уют,любовь,гармонии и умиротворения — таковы ориентиры Фортуни. В это время мастер достигает финансового благополучия и может себе позволить писать лишь то,что ему интересно. Нередко главными действующими героями работ художника становятся члены его семьи.
Акварели Фортуни становятся деликатными по цвету и живут на тонких цветовых отношениях. В них Фортуни одним из первых применяет приемы японских акварелистов,что также дает основание думать о нем как о предвестнике импрессионизма.
Неожиданно для всех в 1874 году,среди безоблачных итальянских пейзажей на фоне тёплой семейной неги в семье Фортуни разразилась трагедия. Художник заболевает малярией,которая вскоре уносит его жизнь. Но имя его продолжает звучать: сын художника,названный по испанской традиции так же,как и отец — Мариано Фортуни и Мадрас,стал продолжателем славы этой фамилии в 20 веке. Фортуни-младший был знаменитым модельером,изобретателем формулы уникальной ткани,о котором так же можно написать отдельную статью.
Слева: Мариано Фортуни,«Автопортрет»
Возвращаясь в выставочные залы музея Прадо,отметим,что художник Фортуни был широко известен в России в 19 веке. Павел Чистяков, один из самых талантливых русских педагогов живописи и рисунка,на занятиях по акварели вдохновлял своих учеников работами испанца.
В его мастерской Михаил Врубель был удостоен прозвища«Фортуни» за акварельную технику,напоминающую приемы испанского мастера.
Сам Михаил Врубель в одном из писем так описывает свою работу над акварелью«Натурщица»: «…Акварель,если будет так идти,как идет,то будет действительно вроде дорогой работы Фортуни,кличка которого все более за мною утверждается в Академии».
Не только на Врубеля повлиял Фортуни. Серов также обращал свое внимание на испанца,Репин и Поленов восторженно отзывались о нем. Вот слова Поленова,который посетил в 1875 году в Париже посмертную выставку работ Фортуни: «…меня лично охватил и поглотил один художник,произведения которого составляют,по моему пониманию,самую высокую точку развития нашего искусства; он,как мне кажется,есть последнее слово художественности в живописи в настоящее время „…“ Он соединяет со строжайшим,но не условно мертвым академическим,а жизненным рисунком,с неуловимо тонким реальным,хотя и личным,чувством цвета(его картины,если так можно выразиться,серебристо-перламутровые) самое правдивое сопоставление предметов,как оно в живой действительности только и бывает,и потому до поразительности новое и своеобразное».
Репин тоже был впечатлен: «Фортуни поразил всех современных художников Европы недосягаемым изяществом в чувстве форм,колорите и силе света».