«Эта выставка раскрывает суть Ван Гога в очень любопытном свете. Она ясно даёт понять, что его интерес к японскому искусству выходил за рамки холодных вопросов эстетики», — добавляет Джонатан Джонс.
Один из самых трагических экспонатов в подборке — автопортрет 1888 года, на котором художник пытается представить себя в образе японского монаха с бритой головой.
Однако у него не вышло передать ощущение духовного спокойствия, к которому он стремился. Состояние беспокойства выдают на картине лоб и пронзительный взгляд, сообщая глубину одиночества Ван Гога и желания найти достойное место в мире.
Слева: Винсент Ван Гог, «Автопортрет с обритой головой. Посвящается Полю Гогену» (1888). Музей Фогга, Кембридж (штат Массачусетс)
Вдохновлённый Бернаром, Ван Гог принёс иллюзию глубины в жертву плоским поверхностям. Однако он объединил это стремление к плоскостности со своим характерным закрученным мазком. В экспозиции «Ван Гог и Япония» можно увидеть примеры подобной комбинации в картинах «Женщина, качающая колыбель (Августина Рулен)» и «Арлезианка. Мадам Жино с книгами» (обе — 1889).
Но «лицом» выставки стало полотно «Куртизанка», написанное в ноябре 1887 года под влиянием гравюры Кэйсая Эйсэна. Ван Гог видел репродукцию на обложке журнала Paris illustré в 1886 году. В картине художник также использовал яркие цвета и жирные контуры, чтобы передать ощущение ксилографии.
Героиня изображена на фоне пруда с журавлями, кувшинками, стеблями бамбука и лягушками, что имеет символическое значение: слова grue (цапля) и grenouille (лягушка) использовались во французском сленге для обозначения проститутки.
Слева: Винсент Ван Гог, «Куртизанка» (1887). Музей Ван Гога, Амстердам
Выставка «Ван Гог и Япония» в амстердамском музее продлится до 24 июня.
По материалам официального сайта Музея Ван Гога, интернет-издания Artdaily и газеты The Guardian