войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

О влиянии Японии на творчество Ван Гога рассказывает выставка в Амстердаме

Крупная международная выставка, посвящённая влиянию искусства Страны Восходящего солнца на творчество Винсента Ван Гога, открылась в музее этого художника в Амстердаме. Около 60-ти картин и рисунков постимпрессиониста, а также большая подборка японских гравюр завершают в Нидерландах триумфальное турне по городам Японии, начавшееся осенью прошлого года.
О влиянии Японии на творчество Ван Гога рассказывает выставка в Амстердаме
Японские гравюры были одним из главных источников вдохновения для Ван Гога, и он с энтузиазмом собирал их. Оттиски послужили катализатором: они научили его новому взгляду на мир. Но действительно ли изменилось в результате его собственное творчество? В коллекции Музея Ван Гога есть две копии печатных работ Утагавы Хиросигэ, которые голландец написал в 1887 году. На одной изображено цветущее сливовое дерево на фоне розового неба, на другой — деревянный мост под дождём, который передан чёрными штрихами на различных оттенках синего.
Слева — ксилография «Цветущий сливовый сад в Камейдо» (1857) Утагава Хиросигэ; справа — картина «Цве
Слева — ксилография
Древнейшая из техник – гравюра на дереве – стала одной из «великих сил, которые превратили Средневековье в современность», писал в 1883 году Джордж Вудберри в своей «Истории ксилографии». Благодаря тиражированию, обычные люди получили доступ к книгам и произведениям искусства, которые раньше могли себе позволить только короли и богачи.
Читать дальше
«Цветущий сливовый сад в Камейдо» (1857) Утагава Хиросигэ; справа — картина «Цветение сливового сада (по мотивам Хиросигэ)» (1887) Винсента Ван Гога
«Процесс [копирования] состоял из двух частей. Сначала художник чертил на листе бумаги сетку из квадратов и поверх неё перерисовывал изображение с гравюры. Затем такой же сеткой он расчерчивал холст большего размера и по квадратам переносил на него контуры рисунка. А дальше в дело вступали цвета. Ван Гог заполнял плоскости между контурами яркими красками, которые часто наносил на холст прямо из тюбиков», — подробнее читайте в материале «Внутренняя Япония Винсента Ван Гога».
  • Утагава Хиросигэ, «Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ» (1857)
  • Винсент Ван Гог, «Мост под дождем (по мотивам Хиросигэ)» (1887)
Но даже рабски копируя японские произведения, Ван Гог не походил на японского художника. «Вам придётся отойти очень-очень далеко и прищуриться, чтобы решить, что его версии Хиросигэ напоминают оригиналы — хотя они и дублируют их образы», — пишет арт-критик Джонатан Джонс. Каждый импульс кисти Ван Гога добавляет что-то своё. Гладкий, тёмный силуэт деревьев у Хиросигэ на картинах постимпрессиониста становится грубым. А чёрные линии дождя, которые образуют прохладную завесу у японца, в интерпретации Ван Гога превращаются в жёсткие, зловещие, угнетающие косые черты.

«Эта выставка раскрывает суть Ван Гога в очень любопытном свете. Она ясно даёт понять, что его интерес к японскому искусству выходил за рамки холодных вопросов эстетики», — добавляет Джонатан Джонс.

Один из самых трагических экспонатов в подборке — автопортрет 1888 года, на котором художник пытаетс


Один из самых трагических экспонатов в подборке — автопортрет 1888 года, на котором художник пытается представить себя в образе японского монаха с бритой головой.

Однако у него не вышло передать ощущение духовного спокойствия, к которому он стремился. Состояние беспокойства выдают на картине лоб и пронзительный взгляд, сообщая глубину одиночества Ван Гога и желания найти достойное место в мире.

Слева: Винсент Ван Гог, «Автопортрет с обритой головой. Посвящается Полю Гогену» (1888). Музей Фогга, Кембридж (штат Массачусетс)

Ещё болезненнее контраст между изящными идеалами, которые Ван Гог видел в японском искусстве, и его собственной мучительной реальностью проявляется в «Автопортрете с отрезанным ухом» (1889). Позади художника, который незадолго до того нанёс себе увечье, висит гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
с горой Фудзи. Но человек, смотрящий на зрителя, далёк от спокойствия.
Слева — «Автопортрет с отрезанным ухом» (1889) Винсента Ван Гога, справа — японская гравюра «Гейши н
Слева — «Автопортрет с отрезанным ухом» (1889) Винсента Ван Гога, справа — японская гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
«Гейши на фоне пейзажа» (1870-е, издатель Сато Торакиё), изображение которой видно за спиной художника. Оттиск
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
, которым владел Ван Гог, был украден из галереи Курто в 1981 году
Этот хрупкий портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
из собрания галереи Курто в Лондоне не покидал Великобританию с 1955 года и не выставлялся в Нидерландах с 1930-го. Сейчас он вернулся в Музей Ван Гога — свой «духовный дом» — перед осенним закрытием галереи Курто на капитальный ремонт.
Винсент Ван Гог не просто копировал японские гравюры. Отчасти на него повлиял его друг-художник Эмиль Бернар, который разработал новые идеи в направлениях модернизма. Он стилизовал свои картины, взяв за основу японские оттиски: заполнял большие области простыми цветами и очерчивал жирными линиями.

Вдохновлённый Бернаром, Ван Гог принёс иллюзию глубины в жертву плоским поверхностям. Однако он объединил это стремление к плоскостности со своим характерным закрученным мазком. В экспозиции «Ван Гог и Япония» можно увидеть примеры подобной комбинации в картинах «Женщина, качающая колыбель (Августина Рулен)» и «Арлезианка. Мадам Жино с книгами» (обе — 1889).
  • Винсент Ван Гог, «Женщина, качающая колыбель (Августина Рулен)», 1889. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  • Винсент Ван Гог, «Арлезианка. Мадам Жино с книгами», 1889. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Но «лицом» выставки стало полотно «Куртизанка», написанное в ноябре 1887 года под влиянием гравюры К


Но «лицом» выставки стало полотно «Куртизанка», написанное в ноябре 1887 года под влиянием гравюры Кэйсая Эйсэна. Ван Гог видел репродукцию на обложке журнала Paris illustré в 1886 году. В картине художник также использовал яркие цвета и жирные контуры, чтобы передать ощущение ксилографии.

Героиня изображена на фоне пруда с журавлями, кувшинками, стеблями бамбука и лягушками, что имеет символическое значение: слова grue (цапля) и grenouille (лягушка) использовались во французском сленге для обозначения проститутки.

Слева: Винсент Ван Гог, «Куртизанка» (1887). Музей Ван Гога, Амстердам

  • Обложка журнала Paris Illustré за май 1886 года с гравюрой Кэйсая Эйсэна
  • Калька с обложки журнала Paris Illustré, сделанная Винсентом Ван Гогом в 1887 году
Кураторы выставки отдают дань уважения основоположнику музея Винсенту Виллему Ван Гогу, племяннику художника. Сообщая Винсенту о пополнении в семье, его брат Тео писал: «Как мы и обещали, назовём его в твою честь. И я бы хотел, чтобы он был таким же решительным и мужественным, как ты». Живописец создал в честь этого события картину «Цветущий миндаль», также наглядно свидетельствующую о влиянии японского искусства. Крупные ветви на фоне голубого неба были одним из любимых сюжетов Ван Гога, а миндаль, цветущий весной — символом новой жизни.

Выставка «Ван Гог и Япония» в амстердамском музее продлится до 24 июня.
Рекомендуемые выставки и показы
Винсент Ван Гог. Цветущий миндаль
Цветущий миндаль
Февраль 1890, 73.3×92.4 см
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам официального сайта Музея Ван Гога, интернет-издания Artdaily и газеты The Guardian