Регистрация

О влиянии Японии на творчество Ван Гога рассказывает выставка в Амстердаме

Мне нравится13       0  
Крупная международная выставка, посвящённая влиянию искусства Страны Восходящего солнца на творчество Винсента Ван Гога, открылась в музее этого художника в Амстердаме. Около 60-ти картин и рисунков постимпрессиониста, а также большая подборка японских гравюр завершают в Нидерландах триумфальное турне по городам Японии, начавшееся осенью прошлого года.
Японские гравюры были одним из главных источников вдохновения для Ван Гога, и он с энтузиазмом собирал их. Оттиски послужили катализатором: они научили его новому взгляду на мир. Но действительно ли изменилось в результате его собственное творчество? В коллекции Музея Ван Гога есть две копии печатных работ Утагавы Хиросигэ, которые голландец написал в 1887 году. На одной изображено цветущее сливовое дерево на фоне розового неба, на другой — деревянный мост под дождём, который передан чёрными штрихами на различных оттенках синего.
Слева — ксилография×
Ксилография – техника получения гравюры на дереве и последующего перенесения изображения на бумагу. Деревянную поверхность шлифуют, после чего наносят рисунок и вырезают его ножом. Затем доску покрывают пигментом и делают отпечаток на мягкую бумагу. В зависимости от характера нанесения контура ножом, различают торцовую и обрезную ксилографию. С одной деревянной доски можно получить до 15 тыс идентичных экземпляров.
читать дальше
«Цветущий сливовый сад в Камейдо» (1857) Утагава Хиросигэ; справа — картина «Цветение сливового сада (по мотивам Хиросигэ)» (1887) Винсента Ван Гога
«Процесс [копирования] состоял из двух частей. Сначала художник чертил на листе бумаги сетку из квадратов и поверх неё перерисовывал изображение с гравюры. Затем такой же сеткой он расчерчивал холст большего размера и по квадратам переносил на него контуры рисунка. А дальше в дело вступали цвета. Ван Гог заполнял плоскости между контурами яркими красками, которые часто наносил на холст прямо из тюбиков», — подробнее читайте в материале «Внутренняя Япония Винсента Ван Гога».
Утагава Хиросигэ. Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ. Серия "100 знаменитых видов Эдо"
Винсент Ван Гог. Мост под дождем (по мотивам Хиросигэ)
  • Утагава Хиросигэ, «Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ» (1857)
  • Винсент Ван Гог, «Мост под дождем (по мотивам Хиросигэ)» (1887)
Но даже рабски копируя японские произведения, Ван Гог не походил на японского художника. «Вам придётся отойти очень-очень далеко и прищуриться, чтобы решить, что его версии Хиросигэ напоминают оригиналы — хотя они и дублируют их образы», — пишет арт-критик Джонатан Джонс. Каждый импульс кисти Ван Гога добавляет что-то своё. Гладкий, тёмный силуэт деревьев у Хиросигэ на картинах постимпрессиониста становится грубым. А чёрные линии дождя, которые образуют прохладную завесу у японца, в интерпретации Ван Гога превращаются в жёсткие, зловещие, угнетающие косые черты.

«Эта выставка раскрывает суть Ван Гога в очень любопытном свете. Она ясно даёт понять, что его интерес к японскому искусству выходил за рамки холодных вопросов эстетики», — добавляет Джонатан Джонс.

Винсент Ван Гог. Автопортрет с обритой головой. Посвящается Полю Гогену


Один из самых трагических экспонатов в подборке — автопортрет 1888 года, на котором художник пытается представить себя в образе японского монаха с бритой головой.

Однако у него не вышло передать ощущение духовного спокойствия, к которому он стремился. Состояние беспокойства выдают на картине лоб и пронзительный взгляд, сообщая глубину одиночества Ван Гога и желания найти достойное место в мире.

Слева: Винсент Ван Гог, «Автопортрет с обритой головой. Посвящается Полю Гогену» (1888). Музей Фогга, Кембридж (штат Массачусетс)

Ещё болезненнее контраст между изящными идеалами, которые Ван Гог видел в японском искусстве, и его собственной мучительной реальностью проявляется в «Автопортрете с отрезанным ухом» (1889). Позади художника, который незадолго до того нанёс себе увечье, висит гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
с горой Фудзи. Но человек, смотрящий на зрителя, далёк от спокойствия.
Слева — «Автопортрет с отрезанным ухом» (1889) Винсента Ван Гога, справа — японская гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
«Гейши на фоне пейзажа» (1870-е, издатель Сато Торакиё), изображение которой видно за спиной художника. Оттиск, которым владел Ван Гог, был украден из галереи Курто в 1981 году
Этот хрупкий портрет из собрания галереи Курто в Лондоне не покидал Великобританию с 1955 года и не выставлялся в Нидерландах с 1930-го. Сейчас он вернулся в Музей Ван Гога — свой «духовный дом» — перед осенним закрытием галереи Курто на капитальный ремонт.
Винсент Ван Гог. Портрет Папаши Танги
Винсент Ван Гог
1888, 92×75 см
Винсент Ван Гог. Зимородок у воды
Винсент Ван Гог
Август 1887, 19.1×26.6 см
Винсент Ван Гог. Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»
Винсент Ван Гог
Март 1887, 55.5×46.5 см
Винсент Ван Гог. Спальня в Арле (первый вариант)
Винсент Ван Гог
Октябрь 1888, 72.4×91.3 см
Винсент Ван Гог. Алискамп. Аллея со скамейками (версия)
Винсент Ван Гог
Ноябрь 1888, 72×91 см
Винсент Ван Гог не просто копировал японские гравюры. Отчасти на него повлиял его друг-художник Эмиль Бернар, который разработал новые идеи в направлениях модернизма. Он стилизовал свои картины, взяв за основу японские оттиски: заполнял большие области простыми цветами и очерчивал жирными линиями.

Вдохновлённый Бернаром, Ван Гог принёс иллюзию глубины в жертву плоским поверхностям. Однако он объединил это стремление к плоскостности со своим характерным закрученным мазком. В экспозиции «Ван Гог и Япония» можно увидеть примеры подобной комбинации в картинах «Женщина, качающая колыбель (Августина Рулен)» и «Арлезианка. Мадам Жино с книгами» (обе — 1889).
Винсент Ван Гог. Колыбельная (Женщина, качающая колыбель; портрет Августины Рулен)
Винсент Ван Гог. Арлезианка, мадам Жино с книгами
  • Винсент Ван Гог, «Женщина, качающая колыбель (Августина Рулен)», 1889. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  • Винсент Ван Гог, «Арлезианка. Мадам Жино с книгами», 1889. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Винсент Ван Гог. Куртизанка


Но «лицом» выставки стало полотно «Куртизанка», написанное в ноябре 1887 года под влиянием гравюры Кэйсая Эйсэна. Ван Гог видел репродукцию на обложке журнала Paris illustré в 1886 году. В картине художник также использовал яркие цвета и жирные контуры, чтобы передать ощущение ксилографии.

Героиня изображена на фоне пруда с журавлями, кувшинками, стеблями бамбука и лягушками, что имеет символическое значение: слова grue (цапля) и grenouille (лягушка) использовались во французском сленге для обозначения проститутки.

Слева: Винсент Ван Гог, «Куртизанка» (1887). Музей Ван Гога, Амстердам

Кэйсай Эйсэн. Обложка журнала Paris Illustré, май 1886 года
Винсент Ван Гог. Калька с обложки журнала Paris Illustré. Le Japon за май 1886 года
  • Обложка журнала Paris Illustré за май 1886 года с гравюрой Кэйсая Эйсэна
  • Калька с обложки журнала Paris Illustré, сделанная Винсентом Ван Гогом в 1887 году
Кураторы выставки отдают дань уважения основоположнику музея Винсенту Виллему Ван Гогу, племяннику художника. Сообщая Винсенту о пополнении в семье, его брат Тео писал: «Как мы и обещали, назовём его в твою честь. И я бы хотел, чтобы он был таким же решительным и мужественным, как ты». Живописец создал в честь этого события картину «Цветущий миндаль», также наглядно свидетельствующую о влиянии японского искусства. Крупные ветви на фоне голубого неба были одним из любимых сюжетов Ван Гога, а миндаль, цветущий весной — символом новой жизни.

Выставка «Ван Гог и Япония» в амстердамском музее продлится до 24 июня.
Винсент Ван Гог. Цветущий миндаль
Цветущий миндаль
Февраль 1890, 73.3×92.4 см
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам официального сайта Музея Ван Гога, интернет-издания Artdaily и газеты The Guardian
Художники, упоминаемые в статье
Винсент Ван Гог
Биография • Работы
Утагава Хиросигэ
Биография • Работы
Эмиль Бернар
Биография • Работы
Кэйсай Эйсэн
Биография • Работы
Комментировать Комментарии  1
HELP