Картины Патинира почти семь десятилетий оставались невостребованными во французских государственных коллекциях после того, как они были обнаружены в Мюнхене после Второй мировой войны. Триптих был куплен по заниженной цене после немецкой оккупации Парижа.
Иоахим Патинир (1475/1480 — 1524) считается одним из основоположников европейской пейзажной живописи, его панорамный стиль стал отличительной чертой Северного Возрождения. Поскольку художник работал в паре с Квентином Массейсом, многие работы, которые сейчас приписываются каждому, на самом деле являются совместным творчеством. Произведения Патинира хранятся в Лувре, Метрополитен-музее, Берлинской картинной галерее, музеях Прадо и Бойманса — ван Бёнингена, других ведущих мировых учреждениях.
Считается, что у французских евреев или евреев, бежавших в страну до немецкой оккупации, было изъято до ста тысяч произведений искусства и миллионы книг. Союзники обнаружили около 60 тысяч работ, пропавших без вести после войны, и Франция начала возвращать их жертвам Холокоста с 1960 года. Однако до 1994 года законные владельцы получили лишь 30 предметов.
Между тем, на минувшей неделе американский суд отказался возвращать потомкам жертв нацизма полотно Пабло Пикассо «Актёр» (1904 — 1905) из собрания Метрополитен-музея. Обстоятельства его продажи были аналогичны ситуации с триптихом Патинира: семья Пауля Леффмана, немецкого бизнесмена еврейского происхождения, бежала из нацисткой Германии в Италию. Там владелец продал картину по заниженной цене, чтобы спастись от фашистского режима Бенито Муссолини.
Однако судья, рассматривавшая иск наследницы Леффмана, отклонила претензии на том основании, что сделка состоялась «не по принуждению нацистского или фашистского правительств» и не из-за угроз со стороны покупателей, которые «подавили свободное волеизъявление» владельца.
Слева: Пабло Пикассо, «Актёр» (1904 — 1905). Метрополитен-музей, Нью-Йорк