В январе 1649 года Карл I, король Англии, Шотландии и Ирландии, был осуждён за измену и публично обезглавлен. После многих лет гражданской войны британская нация стала Содружеством — республикой во главе с генералом-пуританином Оливером Кромвелем. Монаршая семья отправилась в изгнание, королевские регалии были уничтожены, а дворцовые ценности и обширная коллекция короля — распроданы. Однако Содружество просуществовало недолго, и 8 мая 1660 года парламент провозгласил королём Карла II (1630 — 1685) — старшего сына казнённого монарха. Этот эпизод известен в истории как Реставрация Стюартов.
Слева: Эдуард Боуэр, «Карл I на суде» (1648). Королевское художественное собрание, Лондон
Образ Карла II известен по множеству портретов: длинный завитой парик из темных волос, чёрные усы, тяжёлый нос, чувствительно изогнутые губы и мрачный взгляд карих глаз. Несколько иначе он выглядит на наброске миниатюриста Сэмюэла Купера, сделанном мелом. Монарх, который слушает своего друга и философа Томаса Гоббса, предстаёт без парика. Его волосы преждевременно поседели — королю всего 30 лет, но он выглядит старше. Карл только что был коронован, и рисунок в профиль, вероятно, предназначался для новых королевских монет, которые чеканились в ознаменование конца режима Кромвеля.
Слева: Сэмюэл Купер, «Карл II» (ок. 1660). Королевское художественное собрание, Лондон
Любовницы становились графинями, незаконнорождённые сыновья — герцогами, а народ облагался налогами, чтобы платить за всё это. И рядом с сияющими золотыми кубками кураторы Королевского собрания выставили записи о разорительных расходах и памфлеты на короля.
Слева: полуметровая серебряная позолоченная ёмкость для соли и других специй в форме башни, инкрустированная гранатами, бирюзой, сапфирами, изумрудами, рубинами и аметистами. Это, по сути, единственная сохранившаяся работа гамбургского ювелира Иоганна Хасса. Этоn предмет сервиза был подарен Карлу II в день его коронации жителями города Эксетер. Подобный шедевр в виде замка есть в Оружейной палате Кремля в Москве