• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Стенка на стенку: лондонская выставка об архитектуре в итальянской живописи

Мне нравится1  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
«Хорошая выставка может изменить наше представление о художнике, эта находит новые слова об искусстве вообще», — так начинается одна из многочисленных восторженных рецензий на выставку «Построение картины. Архитектура в итальянской живописи эпохи Возрождения», которую до 21 сентября можно посетить в Лондоне, в Национальной галерее. Боттичелли, Кривелли, Верроккьо, Вазари, Венециано… Дух захватывает и от представленных в экспозиции имен, и от величественных, загадочных, странных строений и интерьеров, ставших главными героями полотен.

Ломать и строить

Карло Кривелли. Благовещение со святым Эмидием в Асколи Пичено
Благовещение со святым Эмидием в Асколи Пичено
Карло Кривелли
1486, 207×147 см
«Благовещение со святым Эмидием» Карло Кривелли — пожалуй, главный шедевр этой выставки. Картина такая значительная и важная, что в 2012- м побывала с гастролями даже в Эрмитаже, где в ее честь была устроена сольная выставка. Такая многозначительная и перенаселенная деталями и персонажами, что только у нее одной можно провести весь день.
Как это обычно бывает у Кривелли, библейский сюжет выглядит празднично и нарядно, будто иллюстрация к рыцарскому роману: Мадонна живет в настоящем палаццо, так что ее будущего младенца в яслях и представить трудно.

А написан этот сюжет для алтаря одного из храмов города Асколи, жители которого голубиной почтой получают благую весть от папы римского: им дарована свобода, в том смысле, что город отныне самостоятельная административная единица, не подчиняющаяся папскому престолу.
Чтобы разглядеть всю запечатленную художником архитектуру, придется присмотреться к картине повнимательнее: покровитель Асколи Святой Эмидий показывает Архангелу Гавриилу макет города. Ну, а чем занята Дева Мария и какова полученная ею благая весть, не знают даже крылатые небожители.
Зато знает зритель — благодаря тому, что художник не достроил одну стену. Этот прием разрушенной стены, позволяющий заглянуть не только в жилище, но и в душу героев, с удовольствием возьмут на вооружение режиссеры театров и кино.

Крупным планом

Антонелло да Мессина. Святой Иероним в своей келье
Святой Иероним в своей келье
Антонелло да Мессина
А вот еще одна картина, ставшая учебником для кинематографистов. Мессина предлагает нам все глубже и глубже погружаться в интерьер жилища Святого Иеронима. Сначала мы обнаруживаем пресловутую сломанную стену и видим кабинет общим планом, но «укрупняя план», можем добраться и до канцелярских принадлежностей на столе, и даже до пейзажа за окном. Едва ли не в каждом втором фильме режиссеры затягивают нас в историю, показывая сначала дом снаружи, потом гостиную общим планом — а там и до спальни со шкафами и хранящимися в них секретами недалеко.

Чтобы рассказать, как художники эпохи Возрождения, писавшие на своих картинах архитектуру и интерьеры, повлияли на современное искусство, были сняты пять документальных фильмов, дополняющих экспозицию. Все они доступны на сайте выставки.

От великого до смешного

Доменико Беккафуми. История Папирия
История Папирия
Доменико Беккафуми
Доменико Беккафуми явно хотел угодить заказчику, собрав на предназначенной для украшения интерьера картине все римские достопримечательности, включая Колизей. Но при этом и о поднимающем настроение сюжете не забыл побеспокоиться. «История Папирия» — это история мальчика, которого привлекли к дебатам и голосованию в сенате и потребовали хранить тайну об увиденном и услышанном. Но, едва он вернулся домой, мать накинулась с вопросами. Ему пришлось что-то выдумать на ходу — и он сказал, что обсуждался очень щекотливый вопрос: что лучше разрешить — мужчинам иметь по две жены или женщинам иметь по два мужа? Впечатлительная мамаша немедленно разнесла слух по городу — и начался бабий бунт (женщинам не понравился первый вариант).

Разумеется, на живописно-архитектурной выставке в Лондоне представлены и религиозные сюжеты, не терпящие шутливого тона. На этих картинах-иконах строения то возвышаются на маленьким человеком, устремляясь к небесам и демонстрируя тщету всего земного, то становятся красноречивым фоном (например, руины за спиной Мадонны и младенца указывают на то, что на смену старой религии родилась новая).
Заглавная иллюстрация в материале — репродукция картины «Три чуда» из цикла Сандро Боттичелли «Сцены из жизни Святого Зиновия». Зиновий воскрешает бесноватых (слева), воскрешает сына состоятельной дамы (в центре), излечивает слепого (справа). У каждого из чудес — свой собственный архитектурный задник. Впрочем, как это еще как посмотреть. Возможно, на всех картинах с этой выставки здания — не фон и даже не герои, а мудрые, многоопытные и непоколебимые зрители человеческих комедий и трагедий.
Автор: Наталья Кандаурова
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится1  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: