Великолепный «парад звёзд» представил посетителям Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде. Выставка «Ренессанс в Венеции. Триумф красоты и крах живописи» собрала почти сто шедевров таких мастеров XVI века, как Тициан Вечеллио, Якопо Тинторетто, Паоло Веронезе и Лоренцо Лотто. В центре экспозиции — портреты, пасторали, мифологические и религиозные сюжеты, которые повествуют об эволюции живописи в одном из красивейших городов мира.
Сущность искусства венецианцев можно прочувствовать благодаря тщательному подбору образов, а не хронологическому или стилистическому подходу к расположению картин.
Меркурий и Минерва вооружают Персея
Середина XVI века, 103.5×154 см
Венецианские живописцы использовали светотень и цвет как основу для изображения фигур и пространства, уделили природе более пристальное внимание, чем предписывала классическая традиция, и привнесли больше идеализма в свои концепции. Тем самым они наряду с мастерами из Рима, Пармы и Флоренции — а подчас и превосходя их — стремились воплотить ренессансную идею красоты. Полотна, гравюры, скульптуры и книги, представленные в залах Музея Тиссена-Борнемисы, собраны из ведущих галерей Италии, Австрии, России, Франции и Великобритании, а также частных коллекций.
Слева: «лицом» выставки кураторы выбрали работу Джакомо Пальмы Старшего «Портрет девушки, или Красавица» (1520) из собственной коллекции Музея Тиссена-Борнемисы
Изменения в политической, экономической и коммерческой географии Европы второй половины XV — начала XVI столетий грозили вытеснить на обочину Светлейшую Республику Венецию. Однако именно тогда началось художественное пробуждение (особенно в живописи и архитектуре), которое поставило город в центр полемики, которая началась в Италии и распространилась по Европе с конца 1500-х, а затем в течение всех 1600-х годов.
Пастораль
1568, 99.5×137.5 см
Венеция начала формировать собственное представление о красоте и стала главной альтернативой эстетическим парадигмам Флоренции и Рима, где творили Рафаэль и Микеланджело. Классический или тоскано-римский подход придавал большее значение интеллектуальному аспекту изображения (disegno, рисунок) того, что ранее было задумано художником (idea). Мастера же венецианской школы были более опытны в обращении с цветом, визуальными и чувственными аспектами живописи.
Выставка «Ренессанс
в Венеции» разделена на восемь тематических секций. Под «крахом живописи» во второй части названия кураторы подразумевали, что классицизм
в Венеции — как и в других регионах Италии — недолго оставался в моде. В поздних работах Тициан, Тинторетто, Веронезе и Бассано использовали более «открытые», свободные мазки — их часто называют пятнами. Это не только ставило под сомнение ценность disegno как одной из важнейших составляющих живописи, но и саму ренессансную идею красоты, основанную на идеализации реальности. Следующим шагом стало усиление драматических элементов изображения, придававшее картинам большую выразительность, характерную для барокко
.
Значительная часть выставки отведена портретам. В залах музея есть изображения представителей венецианских властей (например, «Портрет дожа Джованни Мочениго» Джентиле Беллини), меланхоличных молодых людей (картины Джорджоне, Бернардино Личинио, Джованни Кариани и Лоренцо Лотто) и воинов, где художники искусно решили техническую проблему отображения неуловимого блеска металла доспехов.
Венера и Амур
1550, 132×184 см
Но наибольшее внимание кураторы уделили венецианским образам женщин. Ключевые работы Пальмы иль Веккьо, Тициана и Веронезе развивают идею красоты в жанре идеализированных женских портретов. Это распространяется и на мифологические картины с изображением древнеримской богини любви: «Венера и Амур» Ламберта Сустриса и «Венера и Адонис» Веронезе. Центром этого раздела можно считать великолепное «Похищение Европы» кисти последнего. Полотно, предоставленное венецианским Дворцом дожей, считается одной из важнейших работ эпохи Возрождения.
Похищение Европы
1580, 162×191 см
Выставка «Ренессанс
в Венеции. Триумф красоты и крах живописи» в Музее Тиссена-Борнемисы будет открыта до 24 сентября 2017 года. Те, кто физически не сможет оказаться в Мадриде до этой даты, имеют возможность совершить виртуальную экскурсию по экспозиции.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Музея Тиссена-Борнемисы, artdaily.com и других источников