По словам одного из кураторов учреждения Карлоса Наварро, художники прибегали к мифологическим и библейским эпизодам, чтобы отобразить гомосексуальность в своих произведениях, но при этом обойти цензуру. Первоначально такое искусство находилось в недоступных для публики королевских палатах, таких как Башня Парада — охотничий павильон, построенный королём Филиппом IV на окраине Мадрида. Одним из шедевров там было «Похищение Ганимеда» (1636) Питера Пауля Рубенса, где художник изобразил юношу и колчан стрел в положении, предполагающем анальное проникновение.
«Такие темы не обсуждались искусствоведами до недавнего времени», — добавил эксперт.
По легенде, Юпитер был настолько покорён красотой Ганимеда, что превратился в орла, чтобы отнести того на Олимп и сделать виночерпием. Рубенс изобразил эпизод из «Метаморфоз» Овидия, когда орёл схватил молодого пастуха и поднял в воздух. Молния, мелькающая среди облаков, символизирует божественную силу и неистовство. Вертикальный формат работы указывает на то, что она предназначалась для размещения между двумя окнами.
Слева: Питер Пауль Рубенс, «Похищение Ганимеда» (1636). Музей Прадо, Мадрид
«Святые Себастьяны», написанные художником барокко Гвидо Рени, известны своей открытой эротичностью. Вариант, который находится в Генуе, в наше время приобрёл особую известность благодаря автобиографическому роману «Исповедь маски» Юкио Мисимы, где со взгляда на репродукцию картины начинается путь сексуального самопознания автора. В какой-то момент, вероятно в XVIII веке, картина из Музея Прадо была признана «слишком откровенной». И набедренная повязка святого, которая соскользнула слишком низко к паху, была «приподнята» так, чтобы прикрыть правое бедро и низ живота. Скорее всего, сделать это приказала королева Изабелла Фарнезе (Елизавета Пармская), вторая жена Филиппа V — активного коллекционера и первого известного владельца картины. Это «добавление» остаётся на холсте и по сей день.
Слева: Гвидо Рени, «Святой Себастьян» (1619). Музей Прадо, Мадрид
В коллекции Прадо очень мало произведений женщин-художников, но для плаката этого показа кураторы выбрали львиную морду, написанную Розой Бонёр в 1879 году. Чтобы изображать лошадей и коров на скотных фермах, где присутствие женщин не приветствовалось, она получила специальное разрешение от французской полиции на ношение мужской одежды. Известно о двух продолжительных романтических отношениях Розы Бонёр с женщинами.
«Обычно, когда вы думаете о художниках-женщинах XIX века, представляете изображения котят, но Бонёр была совсем другой», — сказал Карлос Наварро. Лев, который «позировал» для этого поразительно реалистичного образа, был обнаружен и захоронен в одном из залов на нижнем этаже музея.
Слева: Роза Бонёр, «Эль Сид» (1879). Музей Прадо, Мадрид
«Эта выставка, вероятно, должна была быть организована ещё 10 лет назад, но сделать это никогда не поздно», — добавил Мигель Фаломир, директор Прадо. В ответ на критику консервативной части испанского общества он ответил: «К счастью, страна изменилась».