«Магдалена Вентура с мужем и сыном», одна из самых известных и парадоксальных картин Хосе Риберы, способна даже современного зрителя, голосовавшего на Евровидении-2014 за Кончиту Вурст, ввести в когнитивный ступор. Мы ясно видим перед собой немолодого чернобородого мужчину. Помимо бороды, о его мужской половой принадлежности свидетельствуют высокие залысины на лбу, узловатые кисти рук, сурово нависающие брови. При этом из расстегнутого ворота мужчины видна женская грудь, а к ней для пущей убедительности прилагается приблизительно годовалый младенец. Позади зачем-то жмётся еще один мужчина – еще более пожилой и растерянный.
Поразительней всего в этой картине Риберы, пожалуй, то, что она является не плодом изощрённого или даже извращённого воображения, а реалистической и правдивой зарисовкой с натуры.
Вице-короли Неаполя, при дворе которых Хосе Рибера работал много лет, имели вкус ко всему диковинному и необычному, чтобы не сказать уродливому. В их коллекции живописи и скульптуры находилось место карликам и гигантам, животным о нескольких головах или ногах и прочим природным аномалиям. Всё это отражает жгучий интерес эпохи
барокко ко всему, серьёзно отличающемуся от нормы. И Магдалена Вентура, ничем, помимо злосчастной бороды, не примечательная женщина из итальянского города Абруцци, получила известность именно на волне этого интереса.
Покровитель Риберы, неаполитанский вице-король герцог Алькала, по легенде, привел всё семейство в мастерскую художника, чтобы тот смог запечатлеть ошибку природы.
Согласно подписи, выбитой на каменных скрижалях в правой части холста, лет до 37-ми Вентура была обычной женщиной, имевшей мужа Феличе де Амиче (это именно он, угнетённый семейным несчастьем, изображен на втором плане картины) и троих сыновей. После же случилось невероятное: у Магдалены начала расти борода и меняться внешность. Не известно, чем объясняли это в XVII столетии, задолго до открытия половых гормонов, – возможно, происками дьявола. В ХХ веке, естественно, Вентуре диагностировали грубое гормональное нарушение, в результате которого она уподобилась мужчине. Удивительно при этом, что, судя по наличию на картине ребёнка и лактирующей груди, это не лишило её репродуктивной функции. Но возможно ли такое?
Современные испанские искусствоведы, проведя многочисленные консультации со светилами медицины, пришли к заключению, что с учетом фактора возраста (на картине Магдалене около 52-х лет) и вирилизации («омужествления» в результате воздействия андрогенов) родить этого младенца женщина никак не могла. Согласно их предположению, Рибера принял решение написать и младенца, не найдя других, более убедительных средств показать, что переда нами все-таки женщина, а не мужчина.
Автор: Анна Вчерашняя