Выберите язык
Пользуйтесь Артхивом на удобном для вас языке
Sign up
Создайте учетную запись
Зарегистрируйтесь, чтобы использовать максимум функций Артхива

«Молодой Папа»: гид по живописи, показанной в сериале Паоло Соррентино

  29 
Сериал «Молодой Папа» (The Young Pope, 2016), снятый итальянским режиссером Паоло Соррентино, живописен сам по себе, и дополнительную живописность ему придает… живопись. Ее в кадре предостаточно, ведь действие происходит в Ватикане, а Святой Престол является обладателем богатейшей коллекции предметов искусства. Карликовое государство занимает площадь, составляющую 1/8 площади Центрального парка в Нью-Йорке, и при этом на его территории расположены 9 музеев, включающих 54 галереи. Но для Паоло Соррентино картины — не декорации, а полноценные персонажи сериала, позволяющие играть со смыслами, делать акценты и намеки. Поэтому в кадре будут появляться как картины и скульптуры, «прописанные» в Ватикане, так и special guest stars из других музеев мира.
Джуд Лоу в роли Ленни Белардо, избранного папой римским Пием XIII. Кадр из сериала «Молодой Папа».

Кадры как картины

Для работы над сериалом в качестве оператора Паоло Сорренитно пригласил Луку Багоцци, который уже снимал для него фильмы «Великая красота» и «Молодость». Оператор, несомненно обладает отменным художественным вкусом и выстраивает кадры по законам живописи — следуя гармонии цветовой гаммы, стройности перспективы и композиционного построения.

Палитра некоторых эпизодов перекликается с шедеврами Возрождения и барокко: то это золотисто-прозрачная живопись флорентийской школы, то диковатый архаизм сиенских мастеров, то тревожная выпуклая светотень Караваджо,
Флешбеки, видения и сюрреалистические сны героя нередко являют собой завуалированные реплики известных произведений. Как и живописные полотна, они иллюстрируют библейские сюжеты, хоть и не копируют буквально известные картины.

Помните жутковатый первый кадр сериала — ребенок, ползущий вверх по горе неподвижных тел младенцев?

Сразу вспоминается популярный сюжет- избиение младенцев: когда избежал казни и остался в живых только один — Избранный. В титрах сериала, в отличие от евангелического Младенца, ребенок буквально карабкается наверх по телам других. Может, это Антихрист?
  • Кадр, которым открывается сериал "Молодой Папа".
  • Мастерская Лукаса Кранаха старшего. Избиение младенцев (фрагмент). Ок. 1515 г. Национальный музей в Варшаве.
Скульптурная «Пьета» Микеланджело обыгрывается в сериале как минимум дважды. Сцена обморока Ленни, когда он падает на руки Эстер. И видение на лугу: женщина в белом держит на коленях мальчика — то ли спящего, то ли убиенного. Видим мы несколько раз и саму «Пьету», в сериале она стала символической темой уязвимого, доброго и праведного героя — кардинала Бернардо Гутьерреза, человека с поруганным детством, для которого Богоматерь — единственная наставница и защитница.
Папа, молящийся среди суровых африканских песков и мертвых деревьев — чем не «Христос в пустыне» или «Моление о чаше»? Эффект подчеркивают утрированно картинные жесты Ленни.
Даже при виде обычной монашки, подносящей у колодца Папе и кардиналу по бокалу апельсинового сока, невольно вспоминается Добрая самаритянка.

И такие трактовки напрашиваются еще во множестве эпизодов — смотрите внимательно и вы получите изысканное удовольствие от разгадки этого изящного ребуса.

Картины как персонажи

Картины и скульптуры в сериале играют важную роль, причем в буквальном смысле. Их выбор не случаен, в кадре они фигурируют не просто как безмолвные свидетели; они придают происходящему особый символический смысл.

Предательство. Приватные беседы Папы с сестрой Мэри, его воспитательницей, советчицей и правой рукой, неоднократно происходят на фоне картины «Тайная вечеря» — запечатленной в живописи сокровенной встречи единомышленников, если не заговорщиков. И один из участников — предатель-Иуда. Уж не символизирует ли он двойную игру монахини, желающей добра своему воспитаннику, уж не предательством ли являются ее сговор с недоброжелателями Ленни, пусть и совершенный, по ее убеждению, во благо?

Радикализм. Вот еще «свидетель»: первый разговор Ленни с исповедником происходит на фоне портрета в полный рост Папы Пия IX — одного из самых неоднозначных пап за последние лет 200, который умудрялся быть одновременно консерватором и реформатором. Он поставил рекорд по длительности правления (32 года). Уж не с него ли берет пример Ленни?

Богоизбранность. Многие сцены, в которых Папа проявляет особый цинизм и высокомерие, сняты в официальном кабинете Папской библиотеки. Над креслом понтифика мы видим картину Антониаццо Романо «Мария с Младенцем, святые Петр и Павел и 12 магистров Роты». Святые на картине крупнее по размеру и расположены выше коленопреклоненных смертных.

Полотно висит над головой Папы и словно напоминает визитерам (даже премьер-министру): вы — там, внизу, у ног Божества, а Папа — единственная связь между ним и вами. Знайте свое место!
Надо сказать, интерьер помещения папского кабинета для приемов именно такой в реальности, и именно эта картина там и висит. На противоположной стороне комнаты расположена картина «Воскресенье» Пьетро Перуджино, но нам ее показывают реже.
Человечность. Кардинал Анджело Войелло, антагонист Ленни, поначалу кажется нам воплощением всех пороков папской курии. В последней серии, когда он беседует со своим воспитанником, ребенком-инвалидом, мы неожиданно видим на стенах его апартаментов жизнерадостные и пышные фруктовые натюрморты XVII века. Сочные, яркие овощи и фрукты торжествующе проступают из полумрака комнаты. Мы задумываемся: а так ли ужасен Войелло? Ему ли одному присущи человеческие слабости — мелкое тщеславие, склонность к манипуляциям, странные эротические предпочтения? Задержись, занесенная рука с зажатым в кулаке камнем, — Войелло простой человек, в котором смешались грехи и добродетели, и ему не чужды доброта, милосердие и способность любить.
Похоть. Странный «персонаж» — «Виллендорфская Венера». Небольшая палеолитическая фигурка, изображающая, возможно, женское божество, сделана очень грубо, и, на наш вкус, должна казаться отталкивающей, однако скульптурке не откажешь в удивительной натуралистичности и даже в некой природной грации. Эту грацию и усмотрел в каменном божке один вышеупомянутый Анджело Войелло, госсекретарь Ватикана, что родило в нем не совсем приличные фантазии.

«Венера» на самом деле находится не в Ватикане, а в Вене, в музее естествознания. Но мы простим авторам эту небольшую вольность — эпизод с ней очень комичен. Ведь это действительно забавный парадокс: священник высочайшего ранга, приближенный к Святому престолу, проводящий свои дни в окружении утонченных произведений искусства — и вдруг возжелал примитивное языческое божество, чей возраст оценивают в 29,500 лет.

Семья. Это загадочное произведение поначалу можно принять за иллюстрацию какого-нибудь малоизвестного библейского сюжета — написанные маслом фигуры двух немолодых мужчин, один из которых кормит ребенка грудью. На самом деле, эти люди существовали в реальности, и обладатель округлой молочной железы — не мужчина, а женщина.

Испанский художник Хосе де Рибера на своей картине изобразил итальянку Магдалену Вентуру с супругом и ребенком. В молодости она была обычной дамой, вышла замуж и родила троих сыновей, но в возрасте 37 лет у нее вдруг начала расти борода. Живописец допустил небольшую вольность — картина написана в 1561 году, и Магдалена уже не могла кормить грудью младенца, так как ей в то время было уже 52 года.

Мы видим очень странную, пугающую семью, но это все-таки семья. Она противопоставляется прекрасным, светлым образам родителей Ленни, постоянно всплывающим в его памяти. Их лики великолепны, как ангелы, но, к сожалению, не реальны, это всего лишь манящая химера из прошлого.

Анонимность. Работ еще одного художника мы не увидим в кадре, но его упоминает Ленни — в качестве одного из самых влиятельных художников современности. Это известный британский стрит-арт-художник, которого до сих пор никто не видел, — Бэнкси. Папа приводит его в пример как удачный маркетинговый проект: повышенный интерес к художнику вызван именно его анонимностью.

Иллюстрация: Бэнкси. Христос с пакетами для шоппинга, 2004.

Титры сериала "Молодой Папа" как арт-галерея

Во время начальных титров нам показывают 10 произведений искусства, мимо которых проходит Ленни с блаженной улыбочкой. Сразу уточним, что только одно из этих произведений находится в Ватикане, зато все они косвенно отражают события сериала.
У этой прелестной, теплой картины утрехского караваджиста Хонхорста печальная судьба. Она выставлялась в Галерее Уфицци и в 1993 была практически уничтожена во время взрыва при мафиозных «разборках». В «Фиате», припаркованном между стенами Академии Горгофили и галереи Уффици, сработало взрывное устройство; взрывом были частично разрушены стены старинных построек, убиты 5 человек и уничтожены 3 картины, включая «Поклонение…». Работу пытались реставрировать, но она восстановлена только частично. Картина мелькает в кадре, так как тема мафии затрагивается в сериале.
Фреска
Фреска (от итал. fresco – свежий) – вид монументальной живописи, предполагающий нанесение рисунка на влажную либо сухую штукатурку (левкас). В зависимости от этого фрески делят на буон-фрески и а-секко. Это определение также применимо непосредственно к работе, выполненной таким образом. Сегодня этим термином называют любую живопись на стене маслом, акрилом или темперой.
Читать дальше
Перуджино — едиснтвенная работа из титров с ватиканской пропиской: она украшает Сикстинскую капеллу. Христос в присутствии множества свидетелей вручает святому Петру ключи от рая. Это символ верховной духовной власти, дающей право решать, кого впустить в Царство небесное, а кого нет.
Икона
С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» - особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало. Читать дальше
«Первый Никейский собор». Греция, Монастырь Мегало Метеорон.
На иконе изображен император Константин в окружении епископов во время первого Вселенского собора. На Соборе были осуждены ереси и впервые четко определены дисциплинарные правила, которым доныне следуют священники высокого ранга.
Эта картина самая, пожалуй, известная, из десяти, показанных в титрах «Молодого Папы». Савл изначально был фарисеем и слыл ярым гонителем христиан. Однажды на пути в Дамаск с ним случилась история, описанная в «Деяниях апостолов»: «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». После этого Савл изменился и стал добрым христианином. Мы его знаем под именем апостола Павла, основателя Святого престола. В Апостольском дворце имеется одноименная фреска, написанная в 1540 году другим Микеланджело — уже упомянутым нами Буанаротти. Думается, авторы показывают «Обращение…» кисти Караваджо, чтобы подчеркнуть личностную и духовную эволюцию главного героя сериала, которую мы наблюдаем в течении всего действа.
Знаменитый пустынник изображен верхом на белом муле, в момент его пламенного обращения к верующим. Страстный проповедник и борец за веру, он считается первым организатором и идейным вдохновителем Крестовых походов — этим он, похоже, и занимается на картине. Упоминание Петра Амьенского подчеркивает радикальные взгляды молодого Папы, ведь Ленни тоже пытается организовать «крестовый поход» против легкомысленного отношения современников к Церкви.
Как и Ленни, Франциск был «духовным революционером» своего времени. Он призывал во имя Бога отказаться от всего земного и тщетного, пытаясь отвратить Церковь от формализма и лицемерия. Правда, во время визита босоногих францисканцев молодой Папа брезгливо пеняет им за запах, исходящих от их ступней. Вот такой он противоречивый парень…
Августинский монах Фома прославился своим милосердием и жертвенностью. Всегда упоминается раздающим милостыню нищим. Это мы видим и на картине. Тема милосердия с разной степенью отчетливости красной нитью проходит через весь сериал.
Микеланджело не строил весь собор, он переделывал купол, на него он и указывает. Тоже весьма символично — перестройка главного католического собора, некоего навершия, словно отражает реформирование папской власти, да и всей Церкви, что и пытается проделать Ленни. Добавим, что постройка собора и реконструкция площади Святого Петра в 16 веке были поистине грандиозными проектами, но и очень затратными. Немилосердные поборы с верующих и торговля индульгенциями, которые так поразили в свое время Мартина Лютера, имели целью не только стяжательство и личное обогащение духовенства, они были призваны пополнить истощенную казну Святого Престола. Прекрасные и грандиозные архитектурные сооружения стали косвенной причиной всколыхнувшейся волны Реформации. Оппоненты Папы в сериале опасаются, что его революционные действия могут привести к катастрофе.
Ярчайшее отображение кровавого преступления ради веры. «Цель оправдывает средства!» — в наше время цинизм этого изречения ужасает, но в иные времена оно двигало массы. Молодой Папа нередко проявляет жестокость, идя к высокой цели. Ждать ли отмщения со стороны Мироздания?
И, наконец, финальная сцена титров — метеорит, поражающий Папу Иоанна Павла Второго. По незнанию можно подумать, что это такой кинематографический символ, созданный фантазией авторов, но нет, это тоже произведение искусства. Это гиперреалистичная скульптура итальянского художника Маурицио Каттелана, созданная в 1999 году.

Называется она «Час девятый» — время смерти Христа на кресте. По-видимому, символизирует кризис института папства. Для фильма создали копию скульптуры, оригинал был продан в 2001 году на аукционе «Кристи» за 886000 $.
Как снимали шедевры

В одном из интервью Соррентино упомянул, что Ватикан наотрез отказался помогать в съемках фильма. Ни одна сцена не была снята на территории Ватикана. Все, что вы видите — Ватиканские сады, Сикстинская капелла, Папская библиотека и другие интерьеры, — все это воссоздано командой опытных декораторов под руководством Лауры Казалини. Единственное, что есть аутентичного в кадре, — это одеяния священников. Их шили в том же ателье, где делают и настоящую одежду для ватиканских кардиналов и самого Папы.

Лаура Казалини уже участвовала в работе над подобным проектом — она делала декорации для полнометражного фильма «У нас есть Папа» (Италия-Франция, 2011, реж. Нанни Моретти). В фильме тоже, естественно, фигурирует Сикстинская капелла. Для «Молодого Папы» использовали макет нижней половины фрески. Верхнюю половину и потолок размером с две баскетбольные площадки не пришлось расписывать, его «дорисовали» на компьютере. А вот со стенами и «Страшным судом» художникам пришлось повозиться.

См. видео о съёмках сериала.
Материал подготовлен при участии Елены Поповой
  29 
 Comments  8
Tania Di Gioia
, February 2, 2017 04:08 PM 1
Original   Auto-Translated
Большое Вам спасибо! Я - фанатка этого сериала. И сразу задумалась над тем, на фоне каких картин и почему именно этих идут начальные кадры фильма. И Вы мне ответили на этот вопрос! Но у меня при просмотре возник ещё один вопрос: почему метеорит поражает только две картины "Микеланджело показывает Папе Пию..." и "Варфоломеевскую ночь" ? Очень хотелось бы понять это. Возможно, Вы поможете мне. Буду очень рада. Спасибо.
Natalya Kandaurova
, February 6, 2017 04:11 PM 0
Original   Auto-Translated
Ммм... В смысле? Через все картины проходит же метеорит, просто к финалу выглядит ярче, обрастая хвостом.
Tania Di Gioia
, January 12 11:08 AM 1
Original   Auto-Translated
Проходит, но не поджигает картины.
Oxana Firtych
, March 14, 2017 01:52 PM 3
Original   Auto-Translated
Если посмотреть внимательно, то мы видим, что зарождается огонек в виде Вифлиемской звезды, которая поднимается, что видимо означает период подъема церкви/веры. После чего она трансформируется в метеорит в районе иконы "Первый Никейский собор" и начинает падать, неся с собой разрушительный огонь. Вот и получается, что пока Христиантсво было стихийной религией - оно поднималось, а начиная с Никейского собора, когда под верой была основана церковь как таковая - началось разрушительное шествие веры по миру.
Natalya Kandaurova
, March 14, 2017 03:27 PM 0
Original   Auto-Translated
Интересное наблюдение!
Tania Di Gioia
, January 12 11:10 AM 0
Original   Auto-Translated
Спасибо. Посмотрю внимательнее. Скорей бы второй сезон! Пересмотрела. Как Вы тонко заметили : действительно, сначала сияющая звезда, которая постепенно превращается в огненный метеорит, а затем и горящий факел. В картине с Микеланджело и макетом собора метеорит сбивает и поджигает зонтик Пия IV, а в Варфоломеевской ночи - факел поджигает дома. Как всё тонко и осмысленно сделано!
Ela Mildvorf
, February 6, 2017 05:28 PM 0
Original   Auto-Translated
Постараюсь найти и посмотреть фильмы, о которых Вы так доступно рассказали. И, конечно, без этой информации трудно было бы понять цель, поставленную создателями фильма. Спасибо! эт
Vyacheslav Bragin
, April 15, 2017 05:50 PM 0
Original   Auto-Translated
The Gammarelli family’s church atelier in the Vatican, which has been sewing clothes for the pope and cardinals for over 200 years, is said to have been consulted by the film crew of the Young Papa series, but they didn’t sew clothes. Yes, and the point? Status is not important to them, and similar clothes will be sewn in any atelier, of which at least 40 are only for Catholics in Europe.
This text was originally published in Russian and automatically translated to English.
To post comments log in or sign up.