Атрибуция знаменитых икон Звенигородского деисусного чина, чье авторство до сих пор приписывалось преподобному Андрею Рублеву, поставлено под сомнение экспертами Третьяковской галереи. В ходе круглого стола, посвященного этой проблематике, специалисты сделали сенсационное заявление.
Эксперты высказали предположение о том, что авторами чина являются, возможно, два других художника, работавших в одно время с Андреем Рублевым
Исследования Звенигородского чина проводились на протяжении 2015−2016 годов. Как заявила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на круглом столе, который состоялся 21 июня 2017 г. в Инженерном корпусе ГТГ, современные методы исследований позволили сделать вывод о том, что приемы нанесения рисунка и наложения красок, примененные при создании Звенигородского чина, отличаются от общепризнанных икон Андрея Рублева, таких, как «Святая Троица». Эти выводы пока не окончательные, однако большинство экспертов по древнерусской живописи с ними согласились.
Предп. Андрей Рублев. Центральная икона
Звенигородского чина — Христос Вседержитель.
Ок. 1410—1415 гг. Коллекция ГТГ
Ок. 1410—1415 гг. Коллекция ГТГ
Три иконы Звенигородскго чина — «Архангел Михаил», «Христос Вседержитель» и «Апостол Павел» — были обнаружены в 1918 году в дровяном сарае при церковной сторожке Успенского собора на Городке, а обнаружила их экспедиция Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи в Звенигороде. По другим данным, иконы передал музейщикам молодой священник. Атрибутировал Звенигородский чин Игорь Эммануилович Грабарь, который в 1926 году опубликовал статью «Андрей Рублев: Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918—1925 гг.». Вышедшая в журнале «Вопросы реставрации» статья стала основанием для признания авторства трех икон, и именно под такой атрибуцией четыре года спустя произведения искусства поступили в собрание Третьяковской галереи.
Предп. Андрей Рублев. Икона
Звенигородского чина — Архангел Михаил (фрагмент).
Ок. 1410—1415 гг. Коллекция ГТГ
Ок. 1410—1415 гг. Коллекция ГТГ
Судя по ликам, изображенным на уцелевших иконах, изначально Звенигородский чин состоял минимум из 7 икон. Чин, иначе говоря — определенный порядок расположения икон. Деисусный чин всегда имеет в центре изображение Иисуса Христа, по правую руку которого изображается Богородица, а по левую руку — Иоанн Креститель. Далее изображаются апостолы и архангелы, святые и великомученики, обязательно парами — по одному с каждой стороны от Спаса. Следовательно, если найдены изображения Христа, Апостола и Архангела, то изначально ликов было минимум семь — три основных и два парных (два Апостола и два Архангела). Деисусный чин украшает Царские врата храма, а лик Спаса является центром этой композиции.
Так называемый Звенигородский чин — один из самых прекрасных иконных ансамблей древнерусской живописи. Он мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, ктитором которого был звенигородский князь. Живопись Звенигородского чина отличает особая чистота цвета, благородство тональных переходов, светоносность колорита.
Источник фото
Предп. Андрей Рублев. Икона
Звенигородского чина — Архангел Михаил.
Ок. 1410—1415 гг. Коллекция ГТГ
Ок. 1410—1415 гг. Коллекция ГТГ
Итак, по мнению экспертов Третьяковской галереи, в свете последних исследований утверждается, что звенигородские иконы были написаны одним или даже двумя художниками, относимыми к «византийско-русскому» кругу московских иконописцев.
Все иконы рассматривали в инфракрасных лучах, разнообразные исследования проводили, в том числе, с помощью недавно приобретенного музеем новейшего оборудования. Они позволили детально проанализировать отличия икон Звенигородского чина и «Троицы».
Все иконы рассматривали в инфракрасных лучах, разнообразные исследования проводили, в том числе, с помощью недавно приобретенного музеем новейшего оборудования. Они позволили детально проанализировать отличия икон Звенигородского чина и «Троицы».
Троица
1420-е
, 141×114 см
«В „Троице“ другой тип графики. Мастер позволял себе большую свободу и поиск формы: линия здесь не такая тонкая, аккуратная и ровная, как в иконах чина, а вибрирующая, исполненная короткими широкими штрихами с подтеками на конце, что обусловлено возвратным движением кисти. Окончательный рисунок далеко не везде соответствует подготовительному, и даже в самом подготовительном рисунке довольно много исправлений. Здесь отчетливо прослеживаются и различия в составе красочных смесей, а главное — в способе наложения живописных слоев», — рассказал журналистам научный сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи Левон Нерсесян.
Кроме этого, одна из икон Звенигородского чина отличается от двух других: подготовительный рисунок и итоговая опись почти неотличимы по деталям (в других иконах разница существенна), а живописные приемы чуть менее сложные, однако своеобразные и эффектные.
Как отметил искусствовед Алексей Лидов, это действительно историческое открытие, благодаря которому мы узнали об одном, а, возможно, и двух ярких художниках-иконописцах, работавших в одно время с Андреем Рублевым и Феофаном Греком.
Кроме этого, одна из икон Звенигородского чина отличается от двух других: подготовительный рисунок и итоговая опись почти неотличимы по деталям (в других иконах разница существенна), а живописные приемы чуть менее сложные, однако своеобразные и эффектные.
Как отметил искусствовед Алексей Лидов, это действительно историческое открытие, благодаря которому мы узнали об одном, а, возможно, и двух ярких художниках-иконописцах, работавших в одно время с Андреем Рублевым и Феофаном Греком.
Предп. Андрей Рублев. Икона
Звенигородского чина — Апостол Павел.
Ок. 1410—1415 гг. Коллекция ГТГ
Ок. 1410—1415 гг. Коллекция ГТГ
Как отметили в Третьяковской галерее, пока что в экспозиции и на сайте музея иконы будут фигурировать с прежними подписями. Издание об Звенигородского чина запланировано на 2018 году — впереди еще ряд исследований (в том числе и с привлечением специалистов по византийскому искусству из Греции, которые располагают специальным оборудованием для изучения средневековой живописи), и атрибуционный совет.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
При подготовке использованы материалы artinvestment.ru и открытые источники. Часть фото — Wikimedia. Титульная иллюстрация: иконы Звенигородского чина, коллекция ГТГ. Источник фото: ГТГ.