войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Иконы Звенигородского чина мог создать не Андрей Рублев

Атрибуция знаменитых икон Звенигородского деисусного чина, чье авторство до сих пор приписывалось преподобному Андрею Рублеву, поставлено под сомнение экспертами Третьяковской галереи. В ходе круглого стола, посвященного этой проблематике, специалисты сделали сенсационное заявление.
Иконы Звенигородского чина мог создать не Андрей Рублев
Эксперты высказали предположение о том, что авторами чина являются, возможно, два других художника, работавших в одно время с Андреем Рублевым
Исследования Звенигородского чина проводились на протяжении 2015−2016 годов. Как заявила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на круглом столе, который состоялся 21 июня 2017 г. в Инженерном корпусе ГТГ, современные методы исследований позволили сделать вывод о том, что приемы нанесения рисунка и наложения красок, примененные при создании Звенигородского чина, отличаются от общепризнанных икон Андрея Рублева, таких, как «Святая Троица». Эти выводы пока не окончательные, однако большинство экспертов по древнерусской живописи с ними согласились.
Предп. Андрей Рублев. Центральная икона Звенигородского чина — Христос Вседержитель. 
Ок. 1410—1415 
Предп. Андрей Рублев. Центральная икона
С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» - особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало. Читать дальше
Звенигородского чина — Христос Вседержитель.
Ок. 1410—1415 гг. Коллекция ГТГ
Три иконы Звенигородскго чина — «Архангел Михаил», «Христос Вседержитель» и «Апостол Павел» — были обнаружены в 1918 году в дровяном сарае при церковной сторожке Успенского собора на Городке, а обнаружила их экспедиция Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи в Звенигороде. По другим данным, иконы передал музейщикам молодой священник. Атрибутировал Звенигородский чин Игорь Эммануилович Грабарь, который в 1926 году опубликовал статью «Андрей Рублев: Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918—1925 гг.». Вышедшая в журнале «Вопросы реставрации» статья стала основанием для признания авторства трех икон, и именно под такой атрибуцией четыре года спустя произведения искусства поступили в собрание Третьяковской галереи.
Предп. Андрей Рублев. Икона Звенигородского чина — Архангел Михаил (фрагмент).
Ок. 1410—1415 гг. Кол
Предп. Андрей Рублев. Икона
С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» - особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало. Читать дальше
Звенигородского чина — Архангел Михаил (фрагмент).
Ок. 1410—1415 гг. Коллекция ГТГ
Судя по ликам, изображенным на уцелевших иконах, изначально Звенигородский чин состоял минимум из 7 икон. Чин, иначе говоря — определенный порядок расположения икон. Деисусный чин всегда имеет в центре изображение Иисуса Христа, по правую руку которого изображается Богородица, а по левую руку — Иоанн Креститель. Далее изображаются апостолы и архангелы, святые и великомученики, обязательно парами — по одному с каждой стороны от Спаса. Следовательно, если найдены изображения Христа, Апостола и Архангела, то изначально ликов было минимум семь — три основных и два парных (два Апостола и два Архангела). Деисусный чин украшает Царские врата храма, а лик Спаса является центром этой композиции.
Так называемый Звенигородский чин — один из самых прекрасных иконных ансамблей древнерусской живопис

Так называемый Звенигородский чин — один из самых прекрасных иконных ансамблей древнерусской живописи. Он мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, ктитором которого был звенигородский князь. Живопись Звенигородского чина отличает особая чистота цвета, благородство тональных переходов, светоносность колорита.

Источник фото

Предп. Андрей Рублев. Икона Звенигородского чина — Архангел Михаил.
Ок. 1410—1415 гг. Коллекция ГТГ
Предп. Андрей Рублев. Икона
С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» - особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало. Читать дальше
Звенигородского чина — Архангел Михаил.
Ок. 1410—1415 гг. Коллекция ГТГ
Итак, по мнению экспертов Третьяковской галереи, в свете последних исследований утверждается, что звенигородские иконы были написаны одним или даже двумя художниками, относимыми к «византийско-русскому» кругу московских иконописцев.
Все иконы рассматривали в инфракрасных лучах, разнообразные исследования проводили, в том числе, с помощью недавно приобретенного музеем новейшего оборудования. Они позволили детально проанализировать отличия икон Звенигородского чина и «Троицы».
Андрей Рублев. Троица
Троица
1420-е , 141×114 см
«В „Троице“ другой тип графики. Мастер позволял себе большую свободу и поиск формы: линия здесь не такая тонкая, аккуратная и ровная, как в иконах чина, а вибрирующая, исполненная короткими широкими штрихами с подтеками на конце, что обусловлено возвратным движением кисти. Окончательный рисунок далеко не везде соответствует подготовительному, и даже в самом подготовительном рисунке довольно много исправлений. Здесь отчетливо прослеживаются и различия в составе красочных смесей, а главное — в способе наложения живописных слоев», — рассказал журналистам научный сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи Левон Нерсесян.
Кроме этого, одна из икон Звенигородского чина отличается от двух других: подготовительный рисунок и итоговая опись почти неотличимы по деталям (в других иконах разница существенна), а живописные приемы чуть менее сложные, однако своеобразные и эффектные.

Как отметил искусствовед Алексей Лидов, это действительно историческое открытие, благодаря которому мы узнали об одном, а, возможно, и двух ярких художниках-иконописцах, работавших в одно время с Андреем Рублевым и Феофаном Греком.
Предп. Андрей Рублев. Икона Звенигородского чина — Апостол Павел.
Ок. 1410—1415 гг. Коллекция ГТГ
Предп. Андрей Рублев. Икона
С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» - особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало. Читать дальше
Звенигородского чина — Апостол Павел.
Ок. 1410—1415 гг. Коллекция ГТГ
Как отметили в Третьяковской галерее, пока что в экспозиции и на сайте музея иконы будут фигурировать с прежними подписями. Издание об Звенигородского чина запланировано на 2018 году — впереди еще ряд исследований (в том числе и с привлечением специалистов по византийскому искусству из Греции, которые располагают специальным оборудованием для изучения средневековой живописи), и атрибуционный совет.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

При подготовке использованы материалы artinvestment.ru и открытые источники. Часть фото — Wikimedia. Титульная иллюстрация: иконы Звенигородского чина, коллекция ГТГ. Источник фото: ГТГ.