Регистрация
Анонимный опрос от Артхива. Помогите нам сделать проект лучше

Работы Матейко и других выдающихся польских мастеров показывают в Киеве

Мне нравится6 
В Музее Ханенко открылась выставка «Польская живопись» из собрания Львовской Галереи искусств. Экспозиция знакомит с работами знаковых художников Польши конца XVIII — начала ХХ века — Яна Матейко, Яцека Мальчевского, Генриха Семирадского, Юзефа Мехоффера, Владислава Бакаловича, Войцеха Коссака. Исключительные имена, роскошные работы, впервые представленные в Киеве, разнообразие стилей — эту экспозицию нельзя пропустить.
Представленные на выставке художники — выпускники немецких, австрийских, парижских художественных школ и академий. Эти польские мастера были символами космополитизма в искусстве и в то же время их произведения стали визуальными символами польской национальной идентичности
Яцек Мальчевский «Христос перед Пилатом», 1910 год

В Музее Ханенко давно мечтали об этой выставке. Киевский музей располагает работами европейских школ Франции, Германии, Голландиии не только, однако польских художников в коллекции практически нет.

Львовская галерея искусств владеет одной из богатейших в Украине коллекций европейского искусства, которая сегодня насчитывает более 60 000 произведений. Наиболее полную и систематизированную ее часть составляют произведения польской живописи XVIII — первой половины ХХ столетия.

Выставка «Польская живопись» проходит в рамках проекта «Европейское измерение», основанного Музеем Ханенко в 2012 году. Проект посвящен произведениям европейского искусства, которые хранятся в музеях Украины. Предыдущая выставка этого проекта — «Сокровища баронов де Шодуар» — имела большой успех у зрителей.


Марчелло Баччарелли «Портрет короля Польши Станислава Августа Понятовского (1732−1798)»

Среди художников, представленных на выставке, — романтики и реалисты, академисты и символисты, приверженцы импрессионизма и разных течений модернизма.
Владислав Бакалович «Бал при французском дворе», конец XIX века, холст, масло
В центре экспозиции роскошная робота Яна Матейко — «Портрет детей художника»
Ян Матейко

Стиль жизни Яна и Теодоры Матейко отличался от большинства обычных семей в Кракове второй половины XIX века. Жена художника, страстная поклонница театра и музыки, старалась превратить домашнее гнездышко в художественный центр, но из-за тяжелой болезни в 1882 году Теодора уехала на лечение, и Ян сам занимался воспитанием детей. Семья часто жила в загородном поместье в Кжеславице, где все чувствовали себя счастливее. Возможно, этот портрет художник написал именно там.

Секрет популярности художника заключался в его индивидуальном стиле. Исторические полотна и портреты Яна Матейко словно демонстрируют кадры из фильма, в них сочетаются отличная драматургия разыгранной сцены, динамичные контурные линии, насыщенные цвета и выразительные, экспрессивные образы. Также живописец стремился к точности воспроизведения костюмов, аксессуаров и элементов дизайна интерьера.

Ян Матейко «Портрет детей художника», 1879 год. Фрагмент

Ян Матейко (1838−1893) был признанным главой польской исторической живописи. Художник преподавал в Школе изящных искусств в Кракове и был ее директором. Сейчас Краковская Академия художеств носит его имя. На выставке представлены работы «звездных» учеников Матейко — Яцека Мальчевского и Юзефа Мехоффера.

Яцек Мальчевский. Христос и самаритянка

Работы символиста Яцека Мальчевского наполнены философскими размышлениями о жизни, смерти, выборе пути творческой личности и о выборе, который стоит перед каждым человеком.

Вполне осознавая свое человеческое естество, Мальчевский считал себя посвященным в величественную тайну бытия. Это, по мнению художника, давало ему право выступать иногда в своих произведениях в образе Христа.

Львовская галерея искусств хранит уникальную серию из 20-ти автопортретов художника. В двух из них, представленных на выставке, «Христос перед Пилатом» и «Христос и самаритянка», своими чертами Мальчевский наделил образ Иисуса.


Я. Мальчевский «Христос и самаритянка», 1912

Неординарна интерпретация художником сюжета «Суд перед Пилатом». В образе Сына Божьего предстает художник, а в роли римского прокуратора Понтия Пилата — друг Мальчевского, живописец и реставратор Мечислав Гасецкий. В отличие от устоявшейся трактовки Пилата как палача Иисуса и безбожника, охваченного сомнениями, его прокуратор — воплощение полного безразличия: Пилат «умывает руки», демонстрируя свою непричастность к смерти Христа.

С беззаботной фигурой Пилата резко контрастирует страдающий лик Иисуса. Некоторые исследователи считают, что воплощенные автопортретные черты художника в лике Спасителя дают зрителю возможность поставить себя на место Христа, чтобы острее почувствовать его страдания.
Еще один ученик Яна Матейко — Юзеф Мехоффер (1869−1946) — был лидером творческого объединения «Молодая Польша», приверженцев модерна. В своей работе «Триумф Европы» художник иронично рассказывает о моде на ориентализм, которая охватила всю Европу в конце XIX века. Улыбающаяся девушка на картине — горничная, работавшая в доме коллекционера Феликса Ясинского. В роскошной гостиной девушка позирует, окруженная изысканными предметами из собрания, не очень-то понимая изысканную культуру Востока.
Академизм на выставке представлен творчеством одного из самых ярких художников направления: Генрих Семирадский был страстным поклонником его идеалов. Художник родился в семье польского шляхтича недалеко от Харькова, учился в Харьковском университете, затем в Петербургской Академии искусств. Много путешествовал, но, когда оказался в Италии, просто не смог ее покинуть.
Дочка Семирадского позднее вспоминала: «…он увидел Рим, и все остальное прекратило для него существовать. Это был его мир, его художественное призвание»
Здесь он создавал придуманный мир совершенной красоты, создавая идеальные композиции, в которых представлены сцены из жизни Древней Греции и первых христиан в Риме. Жизнь древних греков и римлян выглядит у него как нескончаемая идиллия, утопичная страна вечного блаженства.
Изображая религиозные сюжеты, Семирадский стремился создать у зрителя ощущение реальности евангельских событий
Выставка «Польская живопись» в Музее Ханенко продлится
до 3 сентября 2017 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Репортаж подготовлен по материалам, представленным на выставке «Польская живопись». Титульная иллюстрация: Ян Матейко «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
детей художника», 1879 г.
Мне нравится6 
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.