Регистрация

Выставка «Сокровища баронов де Шодуар» в Киеве: шедевры европейцев XVI-XIX вв.!

Мне нравится3  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  
Порой для того, чтобы увидеть замечательные картины европейских мастеров XVI—XIX вв., не обязательно ехать в Европу: достаточно прийти на выставку «Сокровища баронов де Шодуар» в Киевский музей западного и восточного искусства им. Варвары и Богдана Ханенко. Представленные 38 работ из собрания Житомирского краеведческого музея — картины западных мастеров с мировым именем: Аннибале Карраччи, Лука Джордано, Матиас Стомер, Александр Рослин и другие.

Лука Джордано. Христос и самаритянка
Христос и самаритянка
Лука Джордано
1684
«Сокровища баронов де Шодуар» — третья по счету выставка в рамках проекта «Європейський вимір» («Европейское измерение»), который был основан в 2012 году. Первые две выставки проекта «100 шедевров из 9 музеев Украины» и «Три шедевра классического искусства из музеев Италии» прошли с огромным успехом. Нынешняя экспозиция — не исключение.
Вообще, когда осознаешь, что в региональном украинском музее хранятся картины мирового уровня, наряду с чувством гордости возникает и недоумение, почему об этих сокровищах мало кто знает?! А между тем, Житомирский музей обладает богатейшим собранием западного искусства. В 2010 году музей закрылся на капремонт, а картины оставались в залах музея, поэтому многие из них были повреждены. Киевский музей им. Ханенко отобрал произведения для этой выставки: в первую очередь те, что были в катастрофическом состоянии по сохранности и требовали немедленной реставрации. Сотрудниками киевского музея была проведена колоссальная работа для подготовки этой выставки: были изучены и исследованы все картины, проверена атрибуция, проведена реставрация многих работ, а также расшифрованы многие загадочные сюжеты.

Одни из шедевров выставки - две картины Матиаса Стомера "Архангел Михаил" и "Дева Мария" на сюжет "Благовещение"

Маттиас Стомер. Благовещение. Архангел Гавриил
Маттиас Стомер. Благовещение. Дева Мария
О шедеврах выставки, о самом проекте и о проблемах украинских региональных музеев рассказывает зам. директора по научной деятельности Музея западного и восточного искусства им. Б. и В. Ханенко и куратор выставки Елена Викторовна Живкова.
— Елена Викторовна, посетители поражены увиденным на выставке: расскажите, пожалуйста, о собрании де Шодуаров.

— На выставке представлены в основном работы из собрания де Шодуар, но также и примечательные экспонаты из других частных собраний Волыни, к примеру, из собрания графов Ильинских. Это был польский магнат и русский царедворец, который в своем имении в Ивнице собрал замечательную коллекцию произведений европейской живописи. Некоторые поступали к нему как подарки от трех поколений монархов, начиная с Елизаветы Петровны. Потомки графов Ильинских — Стецкие, — продолжали собирать коллекцию, привозя замечательные работы из Западной Европы. Вообще, все то не так удивительно, как кажется на первый взгляд: в Украине оказалось много европейских памятников, потому что на плодородной украинской земле были самые богатые именья, и российские придворные и магнаты, многие из которых были выходцами из Украины, строили здесь поместья и украшали их произведениями искусства европейских художников. После революции все эти вещи попали в Житомирский областной краеведческий музей, и сегодня они стоят внимания самой широкой публики.
Парис Бордоне. Святое семейство на пути в Египет
Святое семейство на пути в Египет
Парис Бордоне
XVI век
— Вот портреты супругов де Шодуар. Эти два портрета были заказаны Иоганну Батисту Лампи Младшему по поводу свадьбы барона Станислава де Шодуар и Элоизы в 1814 году. Барон принадлежал к тому кругу, который, с одной стороны покровительствовал искусству, а с другой стороны — пользовался его плодами. Де Шодуар не только собирал свою коллекцию, но и обратился к Лампи, известному портретисту, поручив тому написать полотна, создать их картинную галерею.
— Елена Викторовна, а какие картины лично Вы бы выделили на выставке?

— Всего на выставке 38 работ, и это, что называется, первые имена в истории европейского искусства, начиная с XVI и заканчивая XIX в.: Лука Джордано, Матиас Стомер, Парис Бордоне, Аннибалле Карраччи, Франческо Тревизани… Каждая из этих картин, я уже говорила и я не устаю это повторять, — могла бы висеть в Лувре, в Рейксмузеум, в музее Метрополитан…
— Замечательный «Портрет патрицианки» Якоба-Фердинанда Фута мы сделали «лицом» нашей выставки (заглавное фото). На картине Адриана ван Ньюланда «Суета сует» изображен загадочный сюжет, который мы полностью разгадали. Картина эта была темна и непонятна для современного зрителя. Никто не понимал, что там происходит, пока мы не исследовали и не открыли каждый образ. Соблазнительная дама на троне олицетворяет суету и быстротечность земной жизни. Ее атрибуты — стеклянный шар, увенчанный крестом, и зеркало — символ притворства и тщеславия. Пчелиный улей рядом с ней на троне означает сладость земных утех, а дети, играющие с мыльными пузырями напоминают о латинском изречении «homo bulla», что означает, человек — это пузырь, жизнь которого очень коротка.
Адриан ван Ньюланд І. Суета сует
Суета сует
Адриан ван Ньюланд І
1653
— Лично мне близка и голландская живопись, потому что это предмет моей специализации. Например, картина Карела Слабберта «Портрет жены художника» — совершенно невероятна по качеству!
— Обратите внимание и на этот натюрморт Христиана ван Хьола: единственное известное на сегодня подписное произведение прекрасного, очень тонкого мастера голландского натюрморта XVII века.
На выставке также представлена скульптура — замечательная серия «Времена года» Квинтилио Корбеллини — итальянского мастера XIХ в.
— Эти 38 работ, которые мы показываем на выставке, — только самые «сливки» собрания, а в фондах житомирского музея есть очень много прекрасных вещей, которые нуждаются и в изучении, и в реставрации. Вообще, в Украине огромная проблема с произведениями европейского искусства, поскольку обычно эти коллекции не изучались и не популяризировались. У нас в бывшем Советском Союзе, было два придворных музея — это Эрмитаж и музей им. Пушкина. Финансирование шло именно на эти музеи: издавались каталоги, эти произведения были опубликованы и широко известны. А коллекциями так называемых провинциальных музеев, особенно в Украине, к сожалению, особенно никто не занимался. Но на самом деле здесь намного больше действительно качественной живописи, чем в иных музеях России. Я не беру во внимание Эрмитаж, поскольку Эрмитаж — это государство в государстве и коллекция императоров всероссийских. Кстати, там же хранится много произведений из украинских музеев, в частности из нашего музея. Существовала такая политика: в центр стягивалось все! Мы отправляли картины на выставку, их нам не возвращали, а отправляли письма (они хранятся в нашем архиве), что картины представляют собой большую ценность и они не могут храниться в провинциальном музее.

Культурно-европейская политика прямо противоположна: она основана на том, чтобы в каждом городе был свой музей с достойным собранием. Все музеи в провинциальных европейских городах — они прекрасны, в каждом есть свои святыни, в каждом изученные замечательные коллекции. И это, кстати, способствует развитию туризма: можно, например, поехать в Дельфт посмотреть одних живописцев, поехать в Гаагу — посмотреть других… Увы, имено такая, правильная политика никогда ни в Советском Союзе, ни в Украине за все годы ее независимости не была поддержана.
— Мы создали проект «Европейское измерение» именно для того, чтобы на столичной сцене показать публике, какими колоссальными, несметными и, к сожалению, мало изученными богатствами в области европейского искусства обладает Украина.
— Это касается не только живописи, но также скульптуры и прикладного искусства, мы просто сами не знаем, что храним! У нас школы исследования европейского искусства, к сожалению, никогда не было. Сегодня она существует только в самых крупных музеях — в нашем, во Львовской картинной галерее и в Одесском музее западного и восточного искусства. И все равно исследование нашего украинского фонда оставляет желать лучшего, потому что очень мало специалистов в этой сфере. И такие выставки, как нынешняя, призваны показать, что мы храним часть общего европейского культурного наследия.
— На выставке «Сокровища баронов де Шодуар» заложено много всего: мы показываем эту выставку так, как это принято в музеях Европы, и мы соблюдали европейские стандарты во всем.
— Во-первых, каждая картина снабжена этикеткой с очень важной информацией. Мы пишем имя автора и название картины по-украински и даем латинскую транскрипцию имени, чтобы можно было найти художника в мировой справочной литературе. Чтобы избежать проблем со школами, указываем, в каком городе родился художник и где умер. Обязательно пишем имя реставратора — человека, который возродил эту картину. Это очень уважительно и также дает информацию о том, когда была проведена реставрация, что тоже очень важно. Далее, посетители видят сведения о «происхождении картины, из какой коллекции данная работа. И, безусловно, мы сопровождаем ее комментарием.
— Все это совершенно необходимо, так как наш зритель не так хорошо знаком с историей европейского искусства, как хотелось бы. К примеру, у нас курс европейского искусства не входит в программу колледжей, хотя он обязательно присутствует в программе каждого колледжа любой из стран Европы. Мы были, в общем-то, оторваны от этого культурного контекста и сейчас приближаем его к нашему зрителю. Представляем художника и работу, раскрываем ее значение и историю. Вначале пишем несколько слов о художнике, о том, что изображено, как это сделано, в чем художественное достоинство произведения. Все это должно уложиться в несколько предложений. Что ж, мы очень долго готовили эту выставку и провели огромную работу. Всю подготовленную и представленную информацию мы передадим в Житомирский музей и надеемся, что наши житомирские коллеги будут продолжать работать в том же ключе. Мы задаем стандарт и предлагаем делать определенным образом, ведь в этом смысле наш музей является методическим центром в Украине по западному искусству.

Скоро откроется Житомирский музей и в экспозиции будут показаны произведения с нынешней выставки «Сокровища баронов де Шодуар», но огромное количество вещей в музее еще ждут своих первооткрывателей и заботливых рук реставраторов. Это еще одна заявка на пласт неизведанных сокровищ и «не открытых» чудес, которые хранят музейные собрания Украины в наши дни, и будут хранить до тех пор, пока мы ими не займемся, и не будем вкладывать столько же денег в культурные институты, сколько вкладывает их Европейский Союз.
Благодарим Елену Викторовну за интересный рассказ и желаем успешного продолжения проекта «Європейський вимір», цель которого — знакомить зрителей с коллекциями региональных музеев. Будем надеяться, что в скором времени наши музеи смогут показать свои «новые старые» сокровища и станут настоящими культурными центрами, где читают лекции по искусству, проводят занятия со школьниками и студентами, воспитывая новое поколение эрудированных, образованных, всесторонне развитых людей.

Выставка «Сокровища баронов де Шодуар» открыта в Музее западного и восточного искусства им. Богдана и Варвары Ханенко по адресу: Киев, ул. Терещенковская 15−17, и продлится до 30 ноября.
Авторские права на фотографии картин принадлежат Житомирскому краеведческому музею.
Автор: Ирина Олих
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится3  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом:

HELP