Конец века (fin-de-siècle, фан дё сьекль) в Париже сопровождался перманентным экономическим кризисом и целым «букетом» социальных проблем. Это стало благодатной почвой для возникновения радикальных левых групп и соответствующей реакции консерваторов. События конца 1890-х разделили Францию на буржуазную и богемную, консервативную и радикальную, католическую и антиклерикальную, антиреспубликанскую и анархическую.
Отражением этой хаотичной эпохи стал целый спектр художественных движений, включая неоимпрессионизм, символизм и группу «Наби» («Пророки»). Они придерживались тех же тем, что их всё ещё активные предшественники-импрессионисты: пейзажи, сцены досуга и городской жизни. Но эти работы были полны интроспективных и фантастических видений, а трактовка знакомых сюжетов изменилась.
Слева: Поль Боннар, «Маленькая прачка», литография (1896). Частная коллекция
Большинство художников, связанных с символизмом, не были склонны к материализму и разочаровались в науке, которая не смогла облегчить страдания общества. Символическое искусство сосредоточилось на мифических повествованиях, религии и мире кошмаров. Это направление стремилось обнажать абстрактные ощущения и передавать универсальный опыт через субъективные образы.
С символизмом иногда отождествлялись работы неоимпрессионистов или набидов, например, Мориса Дени (группа «Наби»). В то же время художники, связанные с этим направлением, в частности, Одилон Редон, не всегда признавали себя таковыми.
Слева: Одилон Редон, «Пегас» (1895 — 1900). Частная коллекция
По материалам официального сайта Музея Гуггенхайма в Бильбао. Главная иллюстрация: Луи Анкетен, «В „Мирлитоне“ у Брюана» (1887), частная коллекция