Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Столичная галерея«Наши художники» представила москвичам очередной эксклюзивный художественный проект«Гельцер. Коллекция». Из различных музеев и частных коллекции были собраны работы,ранее составлявшие внушительную часть легендарного собрания прима-балерины Большого театра Екатерины Васильевны Гельцер(1876−1962). Лично зная художников и их наследников,она составила выдающуюся коллекцию,«филиал Третьяковки».
Современники называли собрание Екатерины Гельцер«маленьким отделением Третьяковской галереи». Это была бесспорно выдающаяся московская коллекция,сформированная преимущественно в 1920—1930-е годы,которая включала сотни живописных и графических работ.
Крайняя рассредоточенность произведений коллекции и досадная ограниченность сведений о ней не позволяют сегодня представить собрание Гельцер во всей полноте. Тем не менее,кураторам выставки удалось объединить в экспозиции около 40 первоклассных работ художников второй половины XIX- начала XX века,а в каталоге — воспроизвести около 80-ти произведений из коллекции примы Большого Театра.
В состав выставки вошли произведения из московских государственных музеев — Третьяковской галереи,Театрального музея им. А.А. Бахрушина,Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки и московских частных собраний.
Одним из самых любимых художников Гельцер был Исаак Левитан. У нее насчитывалось около пятидесяти работ великого пейзажиста,среди которых — шедевры,украшающие сегодня музейные и частные коллекции.
Великолепный провенанс многих работ обеспечен близким знакомством с художниками,их наследниками и коллекционерами. Так,Гельцер приобретала произведения у вдовы художника О.Ф. Серовой,известных коллекционеров А.П. Лангового и А.Н. Ляпунова. Она владела произведениями,ранее принадлежавшими С.И. Мамонтову,А.А. Бахрушину и С.С. Боткину. Значимость собрания подтверждается также и фактом существования списка работ,сданных на временное хранение в Третьяковскую галерею в августе 1941 года для последующей эвакуации.
Екатерина Гельцер — звезда императорской сцены, — не эмигрировала из Советской России; в послереволюционные годы репертуар Большого театра держался именно на ней. Эта красивая,остроумная,темпераментная,широко образованная женщина вошла в историю отечественной культуры ХХ века не только как балерина,но и выдающийся коллекционер. Она собирала русское искусство многие годы страстно и увлеченно. В круг ее интересов входили лучшие художники ХIХ века,а также мастера-современники. С некоторыми она дружила или работала в театре.
Екатерина Гельцер блистала на сцене Большого театра более трех десятилетий(1894−1935), одной из первых получила звание народной артистки РСФСР(1925). Ее исполнение отличало сочетание высокой,виртуозной техничности и выразительной актерской игры. Свою карьеру она начала стремительно,спустя несколько лет после зачисления в труппу исполняла главные партии почти во всех балетах,некоторые из которых создавались специально для нее,в частности,балетмейстерами А. Горским(«Саламбо», 1910; «Корсар», 1912; «Любовь быстра!», 1913) и В. Тихомировым(«Эсмеральда», 1926; «Красный мак», 1927). В 1910 году она станцевала«Вальс» в «Шопениане» вместе с В. Нижинским в «Русских сезонах» С. Дягилева.
В ходе подготовки выставки и формирования каталога сотрудники галереи«Наши художники» провели большую исследовательскую работу. Были изучены все доступные архивы,периодические издания дореволюционного и советского времени,каталоги музейных собраний и выставочные каталоги,монографии и научные статьи. Это позволило реконструировать значительную часть списка произведений собрания,а также проследить происхождение многих работ. Исследования показали,какое важное значение имеет эта забытая ныне коллекция для сохранения и передачи национальных культурных ценностей из поколения в поколение. Эксперты констатируют: произведения,отмеченные владельческим именем Екатерины Гельцер,отличает глубокое понимание живописи на самом высоком музейном уровне.
Борис Кустодиев. «Общественный сад на высоком берегу Волги». Эскиз декорации к драме А.Н.Островского«Гроза», I действие. 1919. Частное собрание,Москва
Выставка«Гельцер. Коллекция» в московской галерее«Наши художники» открыта до 27 апреля 2017 года
Титульная иллюстрация: Николай Сапунов. «Голубые гортензии». 1910. Частное собрание,Москва По материалам публикаций галереи«Наши художники»; фото из открытых источников сети Интернет.