Столичная галерея «Наши художники» представила москвичам очередной эксклюзивный художественный проект «Гельцер. Коллекция». Из различных музеев и частных коллекции были собраны работы, ранее составлявшие внушительную часть легендарного собрания прима-балерины Большого театра Екатерины Васильевны Гельцер (1876−1962). Лично зная художников и их наследников, она составила выдающуюся коллекцию, «филиал Третьяковки».
Современники называли собрание Екатерины Гельцер «маленьким отделением Третьяковской галереи». Это была бесспорно выдающаяся московская коллекция, сформированная преимущественно в 1920—1930-е годы, которая включала сотни живописных и графических работ.
Бурный день
1897, 84×86 см
Крайняя рассредоточенность произведений коллекции и досадная ограниченность сведений о ней не позволяют сегодня представить собрание Гельцер во всей полноте. Тем не менее, кураторам выставки удалось объединить в экспозиции около 40 первоклассных работ художников второй половины XIX- начала XX века, а в каталоге — воспроизвести около 80-ти произведений из коллекции примы Большого Театра.
На Волге
1888, 57×88 см
В состав выставки вошли произведения из московских государственных музеев — Третьяковской галереи, Театрального музея им. А.А. Бахрушина, Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки и московских частных собраний.
Одним из самых любимых художников Гельцер был Исаак Левитан. У нее насчитывалось около пятидесяти работ великого пейзажиста, среди которых — шедевры, украшающие сегодня музейные и частные коллекции.
Великолепный провенанс многих работ обеспечен близким знакомством с художниками, их наследниками и коллекционерами. Так, Гельцер приобретала произведения у вдовы художника О.Ф. Серовой, известных коллекционеров А.П. Лангового и А.Н. Ляпунова. Она владела произведениями, ранее принадлежавшими С.И. Мамонтову, А.А. Бахрушину и С.С. Боткину. Значимость собрания подтверждается также и фактом существования списка работ, сданных на временное хранение в Третьяковскую галерею в августе 1941 года для последующей эвакуации.
Великолепный провенанс многих работ обеспечен близким знакомством с художниками, их наследниками и коллекционерами. Так, Гельцер приобретала произведения у вдовы художника О.Ф. Серовой, известных коллекционеров А.П. Лангового и А.Н. Ляпунова. Она владела произведениями, ранее принадлежавшими С.И. Мамонтову, А.А. Бахрушину и С.С. Боткину. Значимость собрания подтверждается также и фактом существования списка работ, сданных на временное хранение в Третьяковскую галерею в августе 1941 года для последующей эвакуации.
Исаак Левитан. «Осень. Солнечный день». 1897. Частное собрание, Москва
Екатерина Гельцер — звезда императорской сцены, — не эмигрировала из Советской России; в послереволюционные годы репертуар Большого театра держался именно на ней. Эта красивая, остроумная, темпераментная, широко образованная женщина вошла в историю отечественной культуры ХХ века не только как балерина, но и выдающийся коллекционер.
Она собирала русское искусство многие годы страстно и увлеченно. В круг ее интересов входили лучшие художники ХIХ века, а также мастера-современники. С некоторыми она дружила или работала в театре.
Она собирала русское искусство многие годы страстно и увлеченно. В круг ее интересов входили лучшие художники ХIХ века, а также мастера-современники. С некоторыми она дружила или работала в театре.
Екатерина Гельцер блистала на сцене Большого театра более трех десятилетий (1894−1935), одной из первых получила звание народной артистки РСФСР (1925). Ее исполнение отличало сочетание высокой, виртуозной техничности и выразительной актерской игры. Свою карьеру она начала стремительно, спустя несколько лет после зачисления в труппу исполняла главные партии почти во всех балетах, некоторые из которых создавались специально для нее, в частности, балетмейстерами А. Горским («Саламбо», 1910; «Корсар», 1912; «Любовь быстра!», 1913) и В. Тихомировым («Эсмеральда», 1926; «Красный мак», 1927). В 1910 году она станцевала «Вальс» в «Шопениане» вместе с В. Нижинским в «Русских сезонах» С. Дягилева.
Редкие кадры: танцуют супруги, Гельцер и Тихомиров
В ходе подготовки выставки и формирования каталога сотрудники галереи «Наши художники» провели большую исследовательскую работу. Были изучены все доступные архивы, периодические издания дореволюционного и советского времени, каталоги музейных собраний и выставочные каталоги, монографии и научные статьи. Это позволило реконструировать значительную часть списка произведений собрания, а также проследить происхождение многих работ. Исследования показали, какое важное значение имеет эта забытая ныне коллекция для сохранения и передачи национальных культурных ценностей из поколения в поколение. Эксперты констатируют: произведения, отмеченные владельческим именем Екатерины Гельцер, отличает глубокое понимание живописи на самом высоком музейном уровне.
Борис Кустодиев. «Общественный сад на высоком берегу Волги».
Эскиз декорации к драме А.Н.Островского «Гроза», I действие. 1919. Частное собрание, Москва
Эскиз декорации к драме А.Н.Островского «Гроза», I действие. 1919. Частное собрание, Москва
Выставка «Гельцер. Коллекция» в московской галерее «Наши художники» открыта до 27 апреля 2017 года
Титульная иллюстрация: Николай Сапунов. «Голубые гортензии». 1910. Частное собрание, Москва
По материалам публикаций галереи «Наши художники»; фото из открытых источников сети Интернет.
По материалам публикаций галереи «Наши художники»; фото из открытых источников сети Интернет.