Француз Паскаль Котт (Pascal Cotte) утверждает, что обнаружил скрытое изображение на самой знаменитой картине в мире — «Портрете Моны Лизы» Леонардо да Винчи. Учёный более десяти лет исследовал полотно, и с помощью светоотражающей технологии якобы рассмотрел на нём лицо другой женщины.
Он считает, что оригинальный портрет
Лизы дель Джокондо, жены флорентийского купца, — это третье, самое нижнее изображение. Модель, изображённую на портрете, зовут иначе.
Заявления Котта спорны и мнения экспертов, изучающих творчество Леонардо, разделились.
Мона Лиза (Джоконда)
1500-е
, 77×53 см
По словам Паскаля Котта, модель на пентименто (закрашенном изображении) смотрит в сторону, а не прямо на зрителя, и на её лице нет и следа загадочной улыбки, которая интригует ценителей живописи вот уже более пятисот лет.
Паскаль Котт утверждает, что исследовал «Джоконду» более десяти лет. Фото via BBC
Лувр отказался комментировать это «открытие» на том основании, что Паскаль Котт «не входит в научную команду». Реакция музея говорит о многом, считает арт-редактор BBC и бывший директор Tate Media Уилл Гомперц (Will Gompertz): такие заявления нужно делать не индивидуально, а после проверки академическим сообществом.
«Вносить изменения по просьбе заказчика — распространённая практика среди художников, — поясняет он. — Так что нет ничего удивительного в том, что на портрете Моны Лизы могут быть скрытые изображения».
Искусствовед подчёркивает, что в подобных случаях нужна осторожность, хотя наиболее известная картина в мире всегда является хорошим поводом для новости.
«Мону Лизу» обследуют более полувека, в том числе — с помощью инфракрасного излучения и мультиспектрального сканирования. Но Паскаль Котт утверждает, что его технология более глубоко проникает в слои краски. Он якобы рассмотрел два пентименто: контурный портрет с более крупными головой, носом и руками, но меньшими губами, а также нечто вроде образа Мадонны с жемчужной диадемой стиле офортов Леонардо. Котте думает, что модель, которую пять сотен лет звали Моной Лизой, на самом деле — другая женщина.
Однако профессор Мартин Кемп (Martin Kemp) из Оксфорда говорит, что если такие скрытые изображения и есть, то они показывают процесс эволюции одного портрета, а не представляют собой разные изображения.
«Идея, что под портретом прячется другой портрет
, несостоятельна. Я абсолютно убеждён, что Мона Лиза — это Мона Лиза», — цитирует учёного BBC.
А вот искусствовед Эндрю Грэм-Диксон (Andrew Graham-Dixon), автор документального фильма «Секреты Моны Лизы» (выше приведён фрагмент ленты) изучил исторические документы, связанные с исследованием Котта. Он не сомневается что тот сделал одно из открытий века.
«Вероятно, руководство Лувра просто не желает менять название картины. То, о чем мы говорим — это прощание с Моной Лизой, она — это кто-то другой», — считает Эндрю Грэм-Диксон.
Напомним, недавно эксперты Третьяковской галереи сделали сенсационное заявление о том, что под легендарным «Чёрным квадратом» Казимира Малевича обнаружены два других изображения.
По материалам BBC