Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
В сентябре Центр Помпиду в Париже откроет выставку,которая обещает стать одним из художественных блокбастеров этого сезона в Европе. Ретроспектива«Вероломство образов» — это собрание более ста знаковых картин бельгийского сюрреалиста Рене Магритта.
В экспозиции творчество художника переосмысливается в свете пяти«фигур», к которым он постоянно обращался в своих работах: огонь,тени,драпировки,слова и части тела.
Выставка стремится показать умение Магритта подать обманчивые образы мира,его взгляды на вопросы подобия и реализма.
Трудно не вспомнить о Магритте,глядя на котелок либо курительную трубку(или хотя бы её подобие). Остроумная игра и тонкая грань между реализмом и подобием делает его одним из самых узнаваемых представителей сюрреализма. Надпись«Это не трубка»(Ceci n’est pas une pipe) под изображением трубки кажется противоречивой,но де-факто это правда: мы видим не сам предмет,а его образ.
Вот несколько фактов из биографии и творчества загадочного бельгийского мастера шарад.
Рене Магритт(1898 — 1967) родился в бельгийском Лессине,но рос в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Его семь была крайне бедна — считается,что именно лишения побудили мать будущего художника покончить жизнь самоубийством: она утопилась в реке,когда мальчику было 12 лет.
Ныне картины Магритта стоят огромных денег. Например,полотно«Каникулы Гегеля»(1958) в 2011 году было продано на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 10,1 млн долларов.
«Я сообразил,что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля(он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды(отталкивает её) и хочет воды(подхватывает её). Я думаю,это ему понравилось бы или показалось забавным(например,во время каникул). Поэтому я и назвал картину „Каникулы Гегеля“», — эту цитату из письма художника приводит в своей книге«Магритт» писатель Бернар Ноэль.
Предметы на картинах Рене Магритта всегда реалистичны,они не становятся«текучими» и не обращаются в другие вещи как у Сальвадора Дали или Макса Эрнста. Бельгийский художник не любил психоанализ и его проявления в искусстве. Свои работы он называл не сюрреализмом,а магическим реализмом. Они не психологичны,а философски-поэтичны и напоминают,скорее,ребусы,которые практически невозможно разгадать. Сам мастер говорил,что его цель — заставить зрителя задуматься.
Музей Магритта в Брюсселе открылся 30 мая 2009 года. Там представлены 200 оригинальных картин,рисунков и скульптур художника. Для оформления фасада здания была выбрана картина,написанная в 1954 году, — «Империя света»(см. иллюстрацию слева). На первый взгляд это обычный ночной пейзаж,однако зрителя озадачивает яркое дневное небо с бегущими по нему облаками. Коллекционерам так понравилась эта работа,что Магритту пришлось создать 16 её вариантов маслом и ещё шесть — гуашью.
«Я соединил в „Империи света“ разные понятия,а именно — ночной пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
и небо во всей красе дневного света. Пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
склоняет нас к мысли о ночи,небо — о дне. По моему мнению,это одновременное явление дня и ночи обладает силой удивлять и очаровывать. И эту силу я называю поэзией»(Рене Магритт)
Самые известные картины Магритта — «Сын человеческий»(1964), «Голконда»(1953) и «Шедевр,или тайны горизонта»(1955). На всех трёх изображены мужчины в котелках — этот образ часто встречается и на других полотнах. Художник сам часто носил котелки и позировал в них на фотографиях.
Выставка«Рене Магритт: Вероломство образов» в Центре Помпиду в Париже откроется 21 сентября и будет работать до 23 января 2017 г. Затем экспозиция переместится в галерею Ширн во Франкфурте-на-Майне,где пробудет с 10 февраля по 5 июня 2017 г.