Неоконченный шедевр кисти великого Леонардо после 6-летних восстановительных работ возвращается во Флоренцию и будет показан на специальной выставке вместе с другой выдающейся картиной. После того, как да Винчи покинул город, не завершив работу для монахов, заказ был дан другому достойному мастеру, учителю Боттичелли…
Работа площадью более двух квадратных метров, выполненная на деревянных панелях, удивляет своей композицией и является единственной в своем роде среди сохранившихся работ да Винчи. Картина заслужила репутацию «одной из самых загадочных работ Леонардо», и дискуссии о реставрации работы не утихали на протяжении многих лет
Поклонение волхвов
1481, 246×243 см
Реставрацию любой из работ да Винчи заранее считают «провальной»: мнения специалистов всегда кардинально расходятся, так что без особо веских причин работы мастера не тревожат. Однако в случае с картиной «Поклонение волхвов» необходимость восстановительных работ была очевидной из-за проблем с основой картины — доской.
С ноября 2011 года эта масштабная работа находилась в руках специалистов института реставрации Opificio delle Pietre Dure (Венеция), которые также исследовали ее красочный слой. В итоге реставраторы тщательно очистили картину от следов предыдущих реставраций и восстановительных работ, благодаря чему фигуры стали видны более ясно, картина выглядит ярче. Пока не обнародованы опровержения версии, выдвинутой в 2002 году о том, что картину позже пытался дописывал другой мастер — без лака работа начала разрушаться.
Не оправдались, видимо, и надежды найти следы ДНК итальянского гения, иначе сенсационная новость уже облетела бы весь мир. Напомним, «Проект Леонардо» подразумевающий поиск частиц (чешуек кожи, отпечатков пальцев, волос да Винчи), начался именно с анализа картины «Поклонение волхвов». Каждый квадратный сантиметр работы специалисты разглядывали под электронным микроскопом. В рамках проекта работают специалисты в различных областях, — от генетики до микробиологии, — нескольких стран. Возможно, надежды специалистов связаны с обнародованными в апреле 2016 г. итогами другого исследования — определены 43 косвенных потомка Леонардо.
С ноября 2011 года эта масштабная работа находилась в руках специалистов института реставрации Opificio delle Pietre Dure (Венеция), которые также исследовали ее красочный слой. В итоге реставраторы тщательно очистили картину от следов предыдущих реставраций и восстановительных работ, благодаря чему фигуры стали видны более ясно, картина выглядит ярче. Пока не обнародованы опровержения версии, выдвинутой в 2002 году о том, что картину позже пытался дописывал другой мастер — без лака работа начала разрушаться.
Не оправдались, видимо, и надежды найти следы ДНК итальянского гения, иначе сенсационная новость уже облетела бы весь мир. Напомним, «Проект Леонардо» подразумевающий поиск частиц (чешуек кожи, отпечатков пальцев, волос да Винчи), начался именно с анализа картины «Поклонение волхвов». Каждый квадратный сантиметр работы специалисты разглядывали под электронным микроскопом. В рамках проекта работают специалисты в различных областях, — от генетики до микробиологии, — нескольких стран. Возможно, надежды специалистов связаны с обнародованными в апреле 2016 г. итогами другого исследования — определены 43 косвенных потомка Леонардо.
Читайте также: Лувр представил отреставрированный шедевр да Винчи
С 28 марта 2017 года картине Леонардо да Винчи посвящена специальная выставка в галерее Уффици: «Магический космос Леонардо: Поклонение Волхвов, реставрация» (Leonardo da Vinci’s Magic Cosmos: the Adoration of the Magi Restored). Рядом с незавершенной работой гения — известная картина Филиппо Липпи с аналогичным названием и сюжетом, также хранящаяся в музее
Поконение волхвов
1496, 200×219 см
Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi) — флорентийский художник и «монах-сластолюбец», учитель Боттичелли и обладатель одной из самых авантюрных биографий среди мастеров раннего Возрождения. Ей посвящен наш отдельный материал.
Работу «Поклонение волхвов» заказали Леонардо да Винчи монахи-августинцы монастыря Сан-Донато в Скопето, под Флоренцией, в 1481 году. Однако мастер через год уехал в Милан, оставив работу незавершенной (позже картина попала в руки правящего семейства Медичи, основавшего частный музей Уффици век спустя).
…Леонардо все не возвращался, так что монахи снова решили заказать воплощение этого сюжета, доверив работу другому художнику — Филипо Липпи. На выставке во Флоренции экспозиция не только раскроет детали реставрации, но и продемонстрирует изменения в историческом контексте и тенденциях в искусстве, произошедшие за десяток с небольшим лет — время между созданием двух работ.
…Леонардо все не возвращался, так что монахи снова решили заказать воплощение этого сюжета, доверив работу другому художнику — Филипо Липпи. На выставке во Флоренции экспозиция не только раскроет детали реставрации, но и продемонстрирует изменения в историческом контексте и тенденциях в искусстве, произошедшие за десяток с небольшим лет — время между созданием двух работ.
Выставка работает с 17 марта до 24 сентября 2017 года
По материалам theartnewspaper, artnet