с 8 ноября 2016 г. снова заняла свое место в Большой галерее Лувра
Со времени последней реставрации прошло более двух сотен лет. Старый лак потемнел и окислился, детали работы были не видны. Реставраторы следовали главному принципу профессии — «не навреди». Так что их работа главным образом заключалась в очистке картины да Винчи.
Специалисты удалили более половины из 15-ти слоев лака, открыв, таким образом, детали работы, которые, буквально, скрывались во мраке. Речь идет и о замысле художника: когда картину изучили более внимательно, оказалось, что крест, напоминающий посох, окутан нежным светом, который не просматривался. В итоге работа не стала намного светлее, но на полотне стали отчетливо видны волосы персонажа, шкуры животных на фигуре святого и крест в левой руке. Посетителей приглашают убедиться в том, что реставрация была бережной. а значит — успешной.
Иллюстрация: работа Да Винчи после реставрации
Леонардо да Винчи
«СМИ оказывают на нас мощное давление, — признался Себастьян Аллар (Sébastien Allard), директор департамента картин. — Осторожность и прагматизм — вот наша доктрина».
Команду специалистов, которая работала над «Иоанном Крестителем», возглавляла Регина Морейра (Regina Morieara), известная безупречным восстановлением рембрандтовского «Купания Вирсавии» (1654). За процессом наблюдал международный комитет из десяти экспертов.
Изображение: репродукция работы до реставрации