Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi) – флорентийский художник и «монах-сластолюбец», учитель
Боттичелли и обладатель одной из самых авантюрных биографий среди мастеров раннего Возрождения.
Липпи появился на свет в семье мясника Томмазо Липпи в Ардильоне – одном из бедных районов Флоренции, знаменитом разве что нахождением там крупной обители монахов-кармелитов. Своих родителей Филиппо не знал. Его мать Антония ди сер Биндо Серниджи скончалась в родах. Пару лет спустя не стало и отца. Сироту приютила тетка, Монна Лапаччи. Но она была небогата, к тому же рано осталась вдовой с тремя детьми на руках. Прокормить еще и племянника оказалось ей не по силам. По этой причине восьмилетний Филиппо был отдан послушником в кармелитский монастырь.
Монахи в неизменных коричневых рясах, характерных для их ордена, давали неплохое образование. Они были хорошими педагогами, вдумчивыми и терпеливыми. Но скоро вынуждены были смиренно признать: гуманитарные дисциплины даются Филиппо крайне плохо, а точные – не даются вообще. Вместо учения он, как говорит
Вазари,
«только пачкал всякими уродцами свои и чужие книги».
На картине Липпи
«Богоматерь Смирение» (Музей Кастелло Сфорцеско, Милан) есть несколько мальчишек с разинутыми ртами и круглыми физиономиями, далёкими от всякой одухотворенности. Так и кажется, один из них – это и есть маленький Филиппо.
Только на уроках рисования рассеянный, бестолковый Липпи вдруг становился собран и внимателен. Он обнаруживал явное дарование. Кармелиты быстро смекнули: если вырастить в своих стенах даровитого художника, незачем будет платить за росписи алтарей и стен людям со стороны. Ради такого дела Филиппо даже разрешили не посещать уроки.
По-видимому, это решение принесло Липпи облегчение. Теперь то время, в которое он должен был безуспешно протирать рясу над грамматикой и геометрией, Филиппо проводил в особом для всех посетителей и послушников монастыря
Санта Мария дель Кармине месте – капелле Бранкаччи. Она притягивала к себе всех, кто, подобно ему, начинал рисовать и желал совершенствоваться в живописной технике.
Всего за несколько лет капелла Бранкаччи приобрела статус легенды. Еще бы, ведь её расписывал сам
Мазаччо! Гениальный первопроходец эпохи Возрождения, он умер всего 27-ти лет, оставив потомству громкую славу, а кармелитам – незаконченную капеллу.
Фрески Мазаччо на стенах капеллы Бранкаччи (в том числе наиболее известная из них в наши дни –
«Изгнание из рая») принято считать революционным открытием, предопределившим переход от средневековой живописи к новому ренессансному искусству. Они стали образцом для первых самостоятельных работ Филиппо Липпи. С начала 1420-х до середины 1430-х он совмещает художественную деятельность с монашескими обязанностями и достигает в обеих сферах определённых успехов.
В 1426-м году Липпи становится правой рукой настоятеля кармелитского монастыря в Сиене, а первые упоминания о нём как о знаменитом художнике датируются началом 1430-х годов.
Филиппо Липпи обладал уникальным мастерством рисовальщика. По-видимому, чувство линии и перспективы у него было врожденным: трудно, зная его любовь к жизни и нелюбовь к науке, представить художника за геометрическими штудиями, которым, к примеру, отдал полжизни его современник
Паоло Уччелло. Но и без научного подхода фресковая живопись Липпи настолько удаляется от готических канонов и приобретает такую жизненную достоверность и конкретность, что о нём начинают говорить, будто в него
«вселился дух Мазаччо».
Похвалы так вскружили Липпи голову, что в 1433-м году он снял рясу и оставил монастырь, выбрав жизнь вольного художника. О нескольких последующих годах в биографии Липпи нет точных сведений, зато есть множество интересных историй разной степени правдоподобности.
Рассказывают, что однажды, отправившись с друзьями в морское путешествие, Липпи попал в плен к арабским пиратам, был доставлен в Берберию (Северная Африка) и там продан в рабство. Целых полтора года он влачил жалкое существование невольника. В один прекрасный день Липпи по памяти нарисовал углем на стене фигуру своего хозяина в полный рост. Особенно достоверно он выписал одежды. Поскольку в той культуре существовал запрет на изображение человека, владельцу Липпи раньше не приходилось лицезреть собственных портретов. Он был настолько потрясён, что распорядился отпустить художника. В 1437 году его доставляют в Неаполь, а уже оттуда Липпи возвращается во Флоренцию.
Здесь, на родине, мы вновь застаём его в монашеской рясе. Изголодавшийся по кисти и краскам художник хватается за любые заказы и работает с большим вдохновением.
«Коронование Марии» для церкви Сан Амброджо приносит Филиппо признание коллег, но главное – близкое знакомство с всесильным политиком и банкиром Козимо Медичи Старшим, которого называют «крёстным отцом Ренессанса». Одно время Липпи даже считался его любимым художником.
Близость к блестящему дому Медичи обострила природные склонности Филиппо Липпи. По натуре он был весёлым, предприимчивым, жизнелюбивым и падким до вина и женщин. Вазари свидетельствует, что его влюблённости были частыми и пылкими, причём, отдаваясь страсти, Липпи начисто забывал о делах, а когда ему нравилась какая-то женщина,
«был готов отдать всё своё состояние». Очень скоро к нему приклеивается прозвище
«монах-сластолюбец».
Подобный образ жизни мешал Филиппо выполнять заказы к назначенному сроку. Видя это, Козимо Медичи однажды вынужден был запереть его в комнате, чтобы тот сосредоточился на работе. После двух дней бесплодного томления Липпи разодрал простыни на лоскуты, сплёл из них канат и через окно выбрался на волю.
Но даже это не помешало его карьере: Медичи рассудил, что допустимо простить художнику аморальное поведение, ведь он наделён божественным даром, помогающим вернуть на путь истинный сотни других людей.
Липпи, однако, и дальше продолжал «путать божий дар с яичницей». В 1450-м его осудили за неуплату долга, еще через год он попал под суд за подлог. Обширные связи снова помогают ему выйти сухим из воды, и к 1455 году художник обосновывается в городе Прато, где приобретает имение. Из работ этого периода наиболее известна серия фресок для местного кафедрального собора, повествующая о жизни Иоанна Крестителя и святого Стефана (
1,
2,
3).
В 1456-м году Филиппо исполняется пятьдесят, а его судьба делает еще один неожиданный виток: монаха-сластолюбца назначают исполнять обязанности капеллана в женском монастыре Санта Маргарита. 21-летняя монахиня по имени Лукреция Бути позировала Липпи и вскорости влюбилась в мэтра. Недолго думая, художник похищает Лукрецию из монастыря. В 1457-м году вне брака родился их сын, названный Филиппино (имя означает маленький Филиппо). Однако родные Лукреции бьют тревогу. Её находят и возвращают в монастырь. Скандал вспыхивает с новой силой и доходит до римского Святого Престола.
Решить проблему удаётся Козимо Медичи, который уговаривает Папу уладить дело миром и обойтись без наказаний. Понтифик своим указом снял с Липпи монашеский сан и, якобы, прокомментировал свое решение так:
«Сутана сковывала способности фра* Филиппо. Я думаю, что уйдя в мир, он станет только ближе к Богу».
В 1461-м году Липпи женился на Лукреции. Их второй сын, Алессандро, родится уже в законном браке. Жену и детей художника мы можем видеть, например, в одной из лучших его работ –
«Мадонне с Младенцем и двумя ангелами» («Мадонне под вуалью»).
Горячая любовь к жизни противопоказана монаху, но именно она сделала Липпи художником. Его религиозная живопись необыкновенно лирична и проникновенна, и она больше воспевает земную прелесть флорентийской женщины, чем непостижимую красоту божественного предназначения Девы Марии.
С именем Липпи связывают несколько технических новшеств, важных для истории итальянской живописи.
Одним из первых среди мастеров эпохи Возрождения Липпи стал включать в композиции своих картин автопортреты. Его круглое лицо с несколько саркастическим выражением мы можем видеть на фреске
«Коронование Марии», находящейся сейчас в галерее Уффици. Причём Липпи фигурирует на картине дважды: один раз в виде
простого монаха, подпирающего рукой подбородок, второй – в виде
епископа в зеленом облачении.
«Мадонна с Младенцем, ангелами, святыми и молящимися», которую Липпи написал по заказу кармелитов, считается первой в истории итальянского искусства религиозной сценой, вписанной в интерьер.
Последними работами Липпи стали росписи стен кафедрального собора города Сполето, посвященные жизни Девы Марии. Не закончив работу, Липпи скоропостижно умер в 1469 году. Даже смерть «монаха-сластолюбца» сопровождалась нехорошими слухами: говорили, что ему подсыпали яду родственники несчастной, которую Филиппо Липпи соблазнил.
Сын Филиппино, которому на момент смерти Липпи было 12 лет, под руководство Боттичелли стал весьма известным художником. В 1480-е годы Филиппино, бережно сохранив стиль Мазаччо, наконец, завершит роспись капеллы Бранкаччи, которая когда-то своим совершенством сделала художника из его отца, Филиппо Липпи.
* "фра" - сокращение от итал. frate, то есть брат; указывает на монашеский статусАвтор: Анна Вчерашняя