войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

От Кварнеги до Билибина, Татлина и Малевича. Театральные миры на выставке в Музее архитектуры им. А.В.Щусева

Архитектура и пространство театра, его пластика и формы, архитектоника и динамика — центры притяжения экспозиции «Мир — театр. Архитектура и сценография в России», которая работает в Музее архитектуры им. А.В. Щусева. От театра барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
и народного театра, через классицизм
Классицизм прочно обосновался в европейском искусстве XVII века, сдав свои позиции лишь в первой трети следующего столетия. Классицисты преклонялись перед античностью, свято верили в идею порядка и логичности мироздания, а также в безграничные возможности человеческого разума. Читать дальше
и эклектику — к модерну: на выставке представлены пути эволюции театральной архитектуры в России, которыми следовали художники, архитекторы и сценографы Карл Росси и Джакомо Кваренги, Казимир Малевич и Федор Шехтель, Владимир Татлин и Иван Билибин.
От Кварнеги до Билибина, Татлина и Малевича. Театральные миры на выставке в Музее архитектуры им. А.В.Щусева
Следуя принципу исторической эволюции, через весь выставочный проект прослеживается и сценографическая линия эволюции форм: театральная машинерия барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
, перспективные декорации классицизма сменяются кинетическими установками авангардистов и бытовыми сюжетами модернистов. Особое внимание уделяется проектам архитекторов-сценографов: Пьетро Гонзага, Александра Веснина, Владимира Щуко, Георгия Гольца, Бориса Мессерера, Ильи Уткина.
Илларион Иванов-Шиц. Эскиз декоративного панно для вестибюля Купеческого клуба в Москве
(ныне — Теат
Илларион Иванов-Шиц. Эскиз декоративного панно для вестибюля Купеческого клуба в Москве
(ныне — Театр «Ленком»). 1907−1909
В проекте «Мир — театр» кураторы решили показать всю полноту материалов, посвященных театру, и включили в него как реализованные, так и нереализованные проекты, конкурсные предложения, рисунки и эскизы тех сооружений, которые были перестроены. Шаг за шагом выставка проводит зрителей по всем этапам формирования русских театров.
Осип Бове. Проект заднего фасада Большого театра в Москве, 1821
Осип Бове. Проект заднего фасада Большого театра в Москве, 1821
Александр Власов. Театр им. В.И. Немировича-Данченко на Тверском бульваре в Москве. Конкурсный проек
Александр Власов. Театр им. В.И. Немировича-Данченко на Тверском бульваре в Москве. Конкурсный проект, 1933.
Перспектива бокового фасада
Выставка рассказывает, как театр в Зимнем дворце и императорские театры в Петербурге и Москве, постройки Джакомо Кваренги (Эрмитажный театр) и Карло Росси (Александринский), Осипа Бове и Альберта Кавоса (Большой театр), выдержанные в стиле западноевропейской архитектуры, становятся доминантами культурной городской среды. Позже, на рубеже XIX—XX веков «новые» формы стиля модерн
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
Читать дальше
сосуществуют с неорусским стилем и различными стилизациями: восточными, барочными, ренессансными. На смену «театрам эклектики» приходят театры Фёдора Шехтеля (МХАТ им. А.П.Чехова) и Иллариона Иванова-Шица (ныне Ленком) — сдержанные и элегантные.
Илларион Иванов-Шиц. Проект главного фасада театра в доме В.Н. Гирш, 1899
Илларион Иванов-Шиц. Проект главного фасада театра в доме В.Н. Гирш, 1899
Театр авангарда в первые годы советской власти — это комбинированное явление: эксперименты конструктивистов по выявлению новых форм и функций осуществляются параллельно с исканиями неоклассиков.
Александр Веснин. Эскиз декорации. «Федра» Ж. Расина в Московском Камерном театре (реж. А.Я. Таиров)
Александр Веснин. Эскиз декорации. «Федра» Ж. Расина в Московском Камерном театре (реж. А.Я. Таиров).
Сцена с участием Тезея и Арикии. 1922
От Кварнеги до Билибина, Татлина и Малевича. Театральные миры на выставке в Музее архитектуры им. А.В.Щусева
От Кварнеги до Билибина, Татлина и Малевича. Театральные миры на выставке в Музее архитектуры им. А.В.Щусева
Эпоха модернизма выдвигает на архитектурную авансцену новый тип зрелищного сооружения — коробку с остекленным фасадом фойе. Типовые театры строятся по всей стране, обозначая новый культурный уровень досуга граждан.
Моисей Гинзбург, Густав Гассенпфлуг. Театр им. В.И. Немировича-Данченко на Тверском бульваре в Москв
Моисей Гинзбург, Густав Гассенпфлуг. Театр им. В.И. Немировича-Данченко на Тверском бульваре в Москве
Конкурсный проект, 1933
Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх, Юрий Щуко. Проект Государственного театра Туркменской ССР в Ашхаб
Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх, Юрий Щуко. Проект Государственного театра Туркменской ССР в Ашхабаде, 1934
В рамках выставки в Музее архитектуры им. А.В. Щусева проходят параллельные тематические мероприятия. Так, 28 января в музее состоится дневная лекция Кирилла Постернака «От „Комедийной хоромины“ к барочному театру», посвященная истории русской театральной архитектуры от времен царя Алексея Михайловича до правления императрицы Елизаветы Петровны. А 9 февраля известный архитектор, мастер современной классики Михаил Филиппов прочтет лекцию об исторических традициях римского градостроительства и использовании его принципов в наши дни.
Григорий Бархин и Михаил Бархин, при участии Бориса Бархина. Проект Театра оперы и балета в Ростове-
Григорий Бархин и Михаил Бархин, при участии Бориса Бархина. Проект Театра оперы и балета в Ростове-на-Дону, 1930
Всесоюзный конкурс, 1 премия. Фото с макета
А.В. Щусев. Зрительный зал и сцена Государственного академического театра им. Алишера Навои в Ташкен
А.В. Щусев. Зрительный зал и сцена Государственного академического театра им. Алишера Навои в Ташкенте. 1944
Рекомендуемые работы
Эдуард Иосифович Базилянский. Тёплый вечер
Тёплый вечер
1993, 50×70 см
$2 156
Оригинал
Гоголаури Звиад. Хевсурийская женщина
  • Реклама
Хевсурийская женщина
60×40 см
$3 950
Оригинал
Наталия Припутникова. Олень
  • Реклама
Олень
2024, 60×50×2 см
$250
Оригинал
Григор Багдасарян. Слёзы солнца
  • Реклама
Слёзы солнца
2024, 74×104 см
Наталия Припутникова. Осьминог
  • Реклама
Осьминог
2021, 70×50 см
$250
Оригинал
Выставка «Мир — театр. Архитектура и сценография в России» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева
работает до 19 марта 2017 года
Титульная иллюстрация: Валентина Ходасевич. Эскиз оформления рекламного щита для Театра домов отдыха трудящихся на Каменном острове в Петрограде. 1920. Собрание Фонда AVC Charity. Иллюстрации: Музей архитектуры им. А.В.Щусева